День памяти святителя Григория Паламы. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Григорий Палама. Икона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с памятью святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, память которого Церковь чествует в этот день и  во второе воскресенье Великого поста. Святитель Григорий Палама является певцом Божественного света, так его называет святая Церковь. Святитель Григорий был родом из очень знатной семьи – его отец был сенатором, советником императора. Отец Григория всегда отличался любовью к молитве Иисусовой, он был женатым человеком, у него было трое детей, но, тем не менее, он всегда погружал свой ум в созерцание Бога и в Священное Писание. Жизнеописание Григория повествует о том, что его отец на заседании сената очень часто погружался в Иисусову молитву настолько, что не слышал о чем говорил император. И когда император спрашивал, каково мнение по данному вопроса сенатора Андроника, то он переспрашивал, о чем идет речь? Император на это отвечал: «Опять молится!». Император очень ценил и любил сенатора Андроника, так как он давал мудрые и верные советы.

От этого благочестивого отца родился благочестивый сын Григорий. Он с детства обладал совершенно феноменальной памятью. Позднее, на святой горе Афон он выучил наизусть всю Библию. Святитель Григорий очень быстро освоился с начальным курсом наук и к четырнадцати годам закончил школу. Далее ему надлежало закончить императорский университет и поступить на службу к императору, который хотел сделать его одним из своих министров. Но святитель Григорий решил по-другому, он самовольно удалился из дома и ушел на святую гору Афон, где в двадцатилетнем возрасте принял святое монашество. В тридцать лет он был рукоположен в священники. Григорий учился у великих учителей того времени, был знаком с Григорием Синаитом и другими великими святителями.

Святитель Григорий, как свидетельствует его житие, впервые увидел Бога в двадцать пять лет от роду, и с тех пор созерцание Божественного Света никогда не покидало его. На Афоне ему пришлось столкнутся со страшным явлением. В то время уже совершилось отпадение Запада от Православия, и римский папа стремился подчинить Православную Церковь своему влиянию не на основании истины, как всегда требовала Церковь, а на основании простого подчинения. И для этой цели на Афон был прислан один калабрийский монах (Калабрия – итал. Calabria, неап. Calavria, лат. Brut(t)ium, Calabria — административный регион в Италии. Он разделен на 5 провинций, три — исторических, Реджо-Калабрия, Козенца и Катандзаро, и две современных, Кротоне и Вибо Валентия. Столица Калабрии — Катандзаро, одновременно это и центр одноименной провинции – от ред.) по имени Варлаам. Он привез предложение папы — унию между Востоком и Западом, по которому Восток должен был подчиниться еретическому папе. Варлаам, видя, что справится с православием нет никакой возможности, решил встать на хитрую позицию и выступить как защитник православия. Он официально отрекся от ереси, перешел в православие и даже написал трактат под названием «Против латинян», в котором обличал их за неправильное учение о Святом Духе.

Но при этом он распространял учение, которое сейчас официально называется номинализмом — человек может познать только отдельные предметы, но познать скрытую за ними истину нельзя. По этой ереси получалось, что Бог непознаваем и нельзя получить Божественную силу, благодать. Варлаам, побеседовав с одним старцем на Афоне, узнал, как совершают там Иисусову молитву, при помощи определенных технических приемов вводя ум в сердце, и обвинил все Афонское монашество в ереси. Таким образом, благодаря Варлааму, в Церкви началась смута. Против него выступил архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама со своим великим сочинением «Триада в защиту священнобезмолвствующих», где он доказывал, что телесный способ молитвы полезен, он ничему не противоречит, он основан на Священном Писании. Мы знаем, как молился пророк Илия — склонивши голову вниз и положивши ее на колени для достижения наибольшей концентрации.

Григорий Палама отстаивал и то, что Бога можно увидеть в этой жизни, Варлаам это отрицал. Бога можно увидеть в Его несотворенном сиянии, в Его славе, которая являлась в Скинии (книга Исход), когда огненный столп стоял над Скинией. Это было реальное явление Бога. Бог являлся и на горе Синай. Можно увидеть Бога, как Его видели Авраам, Исаак и Иаков, Бог даже приходил к ним в гости. Бога можно увидеть не по Его сущности, а по Его действиям, по Его славе. И причем увидеть Его можно любому христианину и не когда-то потом, а именно сейчас, в этой жизни — вот что отстаивал Григорий Палама.

Он доказывал, что Божия непостижимость касается только Его сущности. Невозможно постигнуть, как Бог живет внутри Себя, но увидеть, как Бог проявляет Себя, увидеть самого Бога лицом к лицу возможно. Наша внутренняя жизнь тоже никому не видна, но мы приоткрываем ее, рассказывая о себе другим. Проявление Бога вовне, которое называется благодатью, не созданной энергией Бога, Его славой, силой и могуществом, достижимо для людей и становится частью их природы. В человеческую личность входит божественная благодать. Таким образом Бог поселяется в людях, начинает руководить ими и действовать в них, начинает являть в них свою божественную жизнь. Так люди становятся Богами по благодати, становятся сверхлюдьми, которых мы называем святыми. Святой — это человек не просто хороший, это человек, в котором действует Божественная жизнь.

Вокруг учения Григория Паламы начались споры, но его оправдал Константинопольский Собор, а Варлаам был осужден и подвергнут отлучению от Церкви, после чего он уехал в Рим и стал католическим кардиналом. Вскоре в Константинополе был избран новый патриарх, который симпатизировал еретикам, он попытался сместить Григория Паламу, и святителя посадили в темницу. Но Господь не оставил Григория без попечения, новый Собор вновь оправдал святителя Григория и сместил еретика-патриарха. Учение Григория Паламы было оправдано на трех Соборах, которые провозгласили догмат Церкви — «О несозданном Божественном Свете, достижимом для людей». Это очень важный догмат, провозглашающий, к чему нужно стремиться и каким образом можно получить источники жизни внутри себя? Что мы получаем в таинствах? Если мы получаем некую сотворенную силу, как учил Варлаам и его ученик Акиндин, то таким образом мы с Богом никогда не встретимся, мы получаемся автономными безбожными существами, для которых Бог — что-то недостижимое. Получается, что никакая связь между Богом и человеком невозможна.

Но святитель Григорий, на основании Писания, учения Церкви, собственного опыта и опыта тех святых, с кем он общался, подтвердил, что видеть Бога можно, и не просто видеть, а жить с Богом, Его жизнью, Его силой. Человек может справиться со своими страстями несотворенной силой Бога, Божьей благодатью, той славой, которая вечно соприсущна Святой Троице, которая вечно изливается от Отца через Сына в Святом Духе, которая озаряет ангельские миры, которая поддерживает существование всего мира, которая излилась на нас и входит в нас благодаря воплощению Бога-Сына. И этой силой мы можем победить зло. Это сила и есть Бог, который действует в нас. Это понимание, отстаивавшееся святителем Григорием, и есть сердцевина всего христианства, потому что если мы лично не можем увидеть Бога, то христианство не нужно, если мы не можем получить от Бога Его собственную жизнь, то христианство не нужно. В Церкви реальность Бога ощутима, проверяема и достижима. Нет в мире ни одного христианина, который жил бы христианской жизнью и хотя бы немного не чувствовал на себе Божественное прикосновение. Когда человек исповедуется, то грех оттирается именно этой несозданной Силой Бога. Мы прикасаемся к довременной силе. На Западе возникло безбожие, потому что благодаря ложному учению о Святом Духе христиан стали учить о сотворенности благодати, фактически стали говорить, что Бог отрезан от людей, и до Него добраться невозможно. А Православная Церковь всегда знала, что Бог действует изнутри человека и что Он доступен для христиан.

Отстояв это учение, святитель Григорий возвращался назад в Фессалоники, и был схвачен по дороге мусульманами-турками. Он проповедовал мусульманам православие, проводил успешные диспуты с мусульманскими лидерами (имамами). Его труды стали основой для проповеди христианства мусульманам в Византии. Затем святитель Григорий возвратился на свою кафедру в Фессалоники, где обличал богатых, призывал их поддерживать бедных, а не грабить их, за что богачи чуть не выгнали его из города. И вот настало ему время отойти в мир иной. Он был еще довольно молодой – сорок семь лет, но заболел раком кишечника. Болезнь была достаточно тяжелой, но, когда пришел последний день жизни святителя, собрались вокруг него ученики и увидели, что он радуется и ликует, несмотря на все раковые боли. Это потому, что он чувствовал в себе сияния Бога, он видел Его. Последними словами умирающего были такие слова: «К Горнему! К Горнему! К Свету!». И с этими словами его душа покинула тело, и мгновенно над его телом воссиял несотворенный Свет, и целый день вся его комната светилась. Вот так несотворенный Свет, учение о котором отстаивал святитель Григорий, прославил его!

Как и сказал Господь: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1 Цар. 2:30).

Святитель Григорий взошел на Небеса, сейчас он живет в раю. Его учение породило огромное движение исихастов-молчальников, которые заботятся о том, чтобы очистить свою душу от всякой скверны греха. Одним из таких исихастов был преподобный Сергий Радонежский — духовный ученик и современник Григория Паламы. Благодаря святителю Григорию, учение о преображении человека, о победе над смертью несозданной силой Божией преобразило и создало и Россию, и другие христианские народы, которым была дана сила преодолеть и турецкое иго, и монголо-татарское и создать на земле условия для возрастания святости. Святитель Григорий был канонизирован через восемь лет после своей кончины. От его мощей до сих пор изливаются бесчисленные чудеса, мощи святителя сейчас находятся в Греции, в городе Фессалоники, в соборе, выстроенном в его честь.

Давайте же сегодня вспомним о том, к чему мы призваны. Пост нужен не для того, чтобы соблюдать диету, а для того, чтобы очиститься и воспринять Божественное сияние, чтобы стать Богом по благодати, чтобы подняться выше всего и достигнуть обожения, чтобы Свет Христова преображения преобразил и нас с вами!

Да поможет нам во всем этом Господь Бог молитвами Григория Паламы!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...