День памяти святителя Григория Богослова. Иерей Даниил Сысоев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас с днем памяти одного из трех великих святителей – святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского! Его жизнь так прекрасно обозначена в нашем тропаре: его пастырская флейта – его богословие, победила громкие трубы ораторов. Сохранилась автобиография святителя, написанная им самим, и множество других трудов, так как он промыслом Божиим был поставлен в самую середину Церковной жизни, начиная IV в и до наших дней. Из его автобиографии видно, что он всю жизнь жил через силу, ломая себя. Он всегда делал то, что очень не хотел делать.
И попадал в те ситуации, в которых, казалось, ему было не место. С самого детства он был отмечен печатью Бога, его мать долго не имела детей и пообещала отдать сына в дар Богу еще до его рождения. Эта великая жертва проявилась и позже, его в течение всей жизни периодически посещал таинственный Свет, и Григорий часто видел Троическое сияние Бога, манящее к Себе. Когда он был в подростковом возрасте, однажды в видении ему явились две девицы. Одну звали София – Премудрость, а другую Арефия – добродетель (чистота). И они предложили ему взять их в жены вместо обычных девиц.
Он действительно выбрал их, и дал обет вечного девства, все это случилось еще до того, как Григорий был крещен. У него очень успешно складывалась карьера, он обладал колоссальным умом, он всегда был лучшим. Он окончил местный университет, затем Афинский. Он овладел всеми плодами древней языческой науки. В Афинах он познакомился с Василием Великим, и они до смерти Василия Великого были всегда лучшими друзьями. Когда Григорий плыл в Афины, налетела сильная буря, и он очень испугался погибнуть в вечности, так как был еще не крещен. В IV веке среди христиан была традиция откладывать крещение людей до взрослого возраста. Позднее именно благодаря Григорию Богослову, Василию Великому и Иоанну Златоусту эта традиция была упразднена. Отец Григория, очень благочестивый человек, епископ и мать – святая Нонна почувствовали родительским сердцем неладное и стали молиться. И Григорий увидел, как явилась святая Нонна – мать и вывела корабль к ближайшему острову.
В Афинах Григорий принял святое крещение и немедленно сбежал в пустыню, где и занимался своим любимым делом — книжничеством. Он собрал хорошую коллекцию книг и занимался изучением Священного Писания и богословием. В пустыне вместе с Василием Великим он составил замечательную книгу – «Добротолюбие» (по образцу которой было создано в XIX веке и наше «Добротолюбие») и выучил наизусть Священное Писание. Он стал основателем Понтийского монашества, то есть монашества в Каппадокии, где впервые были заселены пещерные монастыри. Григорий Богослов вместе с Василием Великим составили особый свод правил для монахов, которые легли в основу всего монашества.
После этого святителя Григория настигла первая трагедия — его друг Василий Великий был вызван в помощь епископу Евсевию, стал священником, а позже и епископом. Как пишет святитель Григорий Богослов, он сам имел глупость случайно заехать к родителям, где отец в принудительном порядке рукоположил его в пресвитеры. Григорий страшно расстроился и немедленно удалился в пустыню. Он вернулся к Пасхе, прочитал проповедь, оправдывающую его бегство, и Церковь настолько возлюбила его проповедь, что включила в пасхальный богослужебный канон и в пасхальные стихиры. Слова Григория считаются образцом христианской проповеди, они настолько красивы, что выдают присутствие неземного Утешителя.
Второй раз его обидел Василий Великий — рукоположил во епископа и направил в одну глухую деревню, где фактически не было христиан. Василий Великий таким образом хотел предотвратить натиск арианства, так как к тому времени почти вся Восточная империя была захвачена этой ересью. Эта ересь и нам известна, еретики-ариане стучатся к нам в дома (сейчас они себя называют Свидетели Иеговы). Они отвергают божество Иисуса Христа и Святого Духа. Григорий Богослов приехал в эту деревню, увидел, что в церковь никто не ходит, все занимаются бизнесом, развернулся и уехал в свою пустыню. В дальнейшем его отец заставляет сына быть помощником по кафедре, и снова святитель Григорий не хочет покидать пустыню. И тут промысел Бога приводит его в еще более тяжелую ситуацию. Василий Великий вместе с патриархом Антиохийским Милетием отправляют Григория послом в Константинополь, в котором в это время православных было несколько десятков человек, а все храмы принадлежали арианам. Последний православный епископ двадцать лет назад был задушен собственным омофором.
Святитель Григорий Богослов, придя в Константинополь, снял половину дома у своего давнего друга, и в верхней части дома, где он жил, освятил храм в честь святого Анастасия. Это имя переводится как воскресение. Григорий Богослов сказал, что с этой комнаты начнется возрождение православия. И он оказался прав. Он начал проповедовать. Пять проповедей, прочитанных им в Константинополе, оказались настолько велики, что он за них получил свое имя – «Богослов», то есть тот, кто точнейшим образом излагает учение о Боге. И до сих пор эти «Пять слов» являются образцом учения о Святой Троице. Проповедь имела такой колоссальный успех, что даже ариане ее признали. Каким образом признали? Они наняли убийцу, для того чтобы убить Григория Богослова. Но убийца пришел «не вовремя», он пришел во время очередной литургии, услышал проповедь и был настолько поражен, что упал на колени перед Григорием и исповедал вслух тот замысел, который против него имели ариане, и раскаялся.
Ситуация стала меняться, император Валент, который покровительствовал арианам, сгорел в сарае во время бегства от готов, напавших на Римскую империю. Это первый римский император, который так позорно погиб в наказание за притеснение православных. К власти пришел император Феодосий Великий. Он был человеком западным. Это сейчас у нас синоним Запада – ересь, а в первое тысячелетие Запад был хранителем православия. Император отдал все храмы православным. Феодосий приказал созвать II Вселенский Собор, председателем на котором был святой Григорий Богослов. И православие было восстановлено. Был составлен Символ Веры. Святитель Григорий настаивал на включении упоминания, что Святый Дух – Бог. Но некоторые епископы, склоняющиеся к арианству, стали плести интриги против Григория Богослова, и он ушел. А в Константинополе был избран другой патриарх – Нектарий, который продолжил дело Григория Богослова.
После этого святитель Григорий некоторое время служил на кафедре своего отца, который к тому времени уже скончался. К концу жизни он опять ушел к пустыню, как всегда и хотел, где изучал слово Божие. Он говорил, что все имел и все потерял, единственное сокровище которое с ним осталось – это Святая Троица. В этот день, 25 января по старому стилю он отошел ко Господу. И теперь созерцает тот Божественный Свет, который видел еще на земле. Жизнь Григория — это жизнь, через которую Бог совершил Свою волю. Человек делает то, что не хочет, и таким образом совершается то, что хотел Бог.
Давайте молитвами святого Григория Богослова воззовем, чтобы и нас озарил тот несозданный луч Святой Троицы, чтобы это Божественное сияние прославило нас, чтобы Божественная благодать всегда была с нами. И пускай она ведет нас к пределу всех желаний, где светит Божественный Свет, одновременно светящейся в солнце единого Бога, в котором мы, внимательно вглядываясь, видим три солнца: Отца, вечнорождающего Сына, изводящего Святого Духа. Взирание на это сияние является величайшей причиной наслаждения всех христиан в будущей жизни! Да поможет нам в этом святая Троица, исповеданная святым Григорием Богословом!
Спаси вас Господь!
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии