День памяти равноапостольной княгини Ольги. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святая равноапостольная княгиня Ольга

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас с днем памяти святой великой равноапостольной княгини Ольги, которая принесла свет Христов в нашу страну, в честь чего ее называли архонтеса Руси (архонт от др. греч. ἄρχων, «начальник, правитель, глава», от ἄρχη – «начало; власть» – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах – городах-государствах). Она является тем идеалом, с которого русские женщины брали пример. И поговорка про женщину, которая в горящую избу войдет и коня на скаку остановит, связана именно с княгиней Ольгой. Она была женщиной внутренне сильной. Она уже поступала не по обычаю предков, а по истине. Святая Ольга и многие другие святые показывают нам, что настоящее мужество заключается не в том, чтобы следовать вере предков, а в том, чтобы следовать вере Бога. Она нашла истину, возлюбила ее и сделала верой наших предков. И в дальнейшем христианство так и именовали «Ольгина вера», эту веру и выбрал ее внук святой Владимир.

Это пример того, как жена спасает мужа, спасает свой народ: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31:22).

Именно так княгиня Ольга и поступила, она спасла своего внука, а через него и всю русскую землю от тьмы идолослужения. Она первая стала уничтожать языческие капища и бороться с жертвоприношениями. Обычай прыгать через огонь в день Ивана Купалы вышел из обычая прыгать в огонь в жертву бесам. Языческая традиция не здороваться через порог пошла оттого, что под ступеньками большого дома убивали и закапывали ребенка. Святая Ольга жила в мире разврата и убийства, в мире ненависти и злобы, в мире, где величайшей добродетелью являлась месть. И из этой классической тьмы, где жизнь человека не ценилась ни в грош, она выходит на Свет Божий. Она становится придворной дамой Константинопольского правителя и вводит свой народ в великое содружество наций.

У христианства есть могущественная идея, которую в XX веке позаимствовали коммунисты. Смысл этой идеи в существовании великого братства народов. Все народы, независимо от их происхождения, стали братьями, потому что поверили в одного Бога-Отца, Иисуса Христа и Святого Духа, стали Его детьми и получили веру, которая выводится из Божьего ума. Священная вера делает все народы братьями, и строились они вокруг единого центра – вокруг великого императора Восточной Римской империи. От этого центра расходилась целая система государств и народов, которые были объединены общей целью и старались между собою не враждовать, а сотрудничать. Эта идея о сотрудничестве народов в деле Христа была дана святым Константином и воспринята святой Ольгой, в крещении она не случайна была названа Еленой, в честь той самой Елены (матери святого Константина), которая нашла святой Крест Господень.

Святой Ольге было предложено ввести огромный, дикий, злой народ в братство народов. Русских до крещения соседние государства боялись и ненавидели за их жестокость. Культуры не было, благородство отсутствовало, об образовании не могло идти и речи, наши предки представляли собой обычных варваров-дикарей. Когда русские пошли походом на Константинополь, его жители решили, что наступил конец света. После крещения русские очень сильно изменились, они преобразились благодаря Божественной Силе Иисуса Христа. После Византии идея Святого союза всех народов во Христе была применена и в России, но ее основу на Руси заложила именно Ольга. Основатель этой идеи, конечно же, Иисус Христос, который хочет, чтобы в эту систему вошел весь мир, чтобы все люди жили в братстве и любви, изменяясь и преображаясь.

Кто такая Ольга? Представьте себе, что после смерти Шамиля Басаева его жена становится правительницей Ичкерии и приезжает креститься в Константинополь. Ольга — жена того правителя, который несколько лет тому назад распял вокруг Константинополя несколько десятков тысяч православных человек. Святая Ольга оказалась примером благородства и стала одной из первых святых, прославленных в России. Пусть этот пример удивительного прозрения сквозь тьму, которое было у византийцев и у святой Ольги, не побоявшейся обращать в христианство русских того времени, будет сейчас и у нас с вами. Нужно помнить, что в каждом человеке есть образ Божий. Поэтому мы надеемся и знаем, что даже самого последнего грешника можно вытащить и сделать праведником. Этот образ Божий есть в чеченце (даже в самом последнем бандите), есть он в любом народе, даже в самом диком и коварном. И святая Ольга тому пример — Бог разбудил Свой Образ в мстительной, страшной женщине, которая искала истину и нашла ее. Пусть милость Бога пребывает со всеми нами. И пусть у нас будут глаза святой Ольги, которая находила Свет даже во тьме и кажущейся безнадежности.

Спаси вас Господи!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...