День памяти равноапостольного Николая Японского. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Святитель Николай Японский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем памяти святого равноапостольного Николая Японского! Этот день для нас особенный, так как мы хотим в большом храме сделать предел в честь святого равноапостольного Николая Японского – апостола Японии. Его житие для нас должно быть примером того, как человек может исполнять волю Божию в совершенно немыслимых условиях. Святитель Николай был родом из Тверской области. Он окончил семинарию, потом — Петербургскую академию. Из Синода пришла бумага в академию, приглашали желающих быть священниками в Японии, и Николай согласился поехать. Тогда Япония после трехвекового запрета на посещение европейцами этой страны открыла свои двери для иностранцев. Дело в том, что триста лет назад в Японии была организована очень успешная католическая миссия, и правительство, испугавшись массовой христианизации языческого народа, убило всех миссионеров и закрыло полностью страну. Но в итоге такая политика привела Японию к полному экономическому краху.

Святитель Николай был одним из первых иностранцев, приехавших в Японию, он служил при только что открытом российском посольстве. В то время японцы относились к европейцам точно так же, как русские сейчас относятся к американцам. Даже немного хуже, они считали, что все европейцы – это белые обезьяны, у них нет никакой культуры, они дикие варвары, которые только водку пьют, всяким безобразием занимаются и мечтают о завоевании Японии, а самой дикой вещью у европейцев японцы считали христианство. И вот в такую обстановку попал святитель Николай. На его глазах произошла революция, власть сегунов была свергнута, был избран император и парламент. И святитель Николай решил обращать японцев в православие. Он восемь лет учил японский язык, японскую культуру, и потом сами японцы признавались, что он знал японскую культуру лучше рядового японца. Но Николай в течение восьми лет никого не мог обратить в православие.

Однажды он служил для русских в церкви города Хакодате, там познакомился с одним самураем, который являлся идольским жрецом и учителем фехтования. Он со страшной ненавистью смотрел на отца Николая и хотел его зарубить. Но отец Николай его прямо спросил о причине ненависти. На что самурай ответил, что европейцы хотят навязать свою культуру, лишить японцев их самобытности и завоевать страну, поэтому самое лучшее, что можно сделать, это убивать европейцев. На это Николай возразил, что он, совершенно не зная христианство, с ним спорит. Самурай согласился, что, не зная предмет, о нем нельзя рассуждать, и они вместе стали изучать христианство по катехизису митрополита Филарета Дроздова. В конце концов, самурай и два его друга приняли православие. Про это прослышали японские власти, а в то время в Японии была смертная казнь за крещение, и святитель Николай отправил этого самурая и его друзей в разные концы страны.

Вскоре обращенный в православие самурай был пойман и брошен в тюрьму, где он также проповедовал Христа. Отцу Николаю тоже грозила смертная казнь, но в это время произошла очередная революция, которую инспирировали европейцы, и антихристианские законы Японии под давлением Англии, Франции и России были отменены. Это положительный пример колониальной системы, когда правительство Японии заставили отказаться от убийства людей за имя Христово. После этого стала расти Церковь Божия, из России единственным миссионером был отец Николай. Вскоре он был рукоположен во епископы. Он обошел всю Японию, им была переведена Библия на японский язык, богослужение с самого начала тоже стало вестись по-японски. К концу жизни Николая Японского в Японии было тридцать пять тысяч православных.

Многие миссионеры, которые приезжали к нему из России, через некоторое время уезжали обратно из-за трудных условий. Очень долго отцу Николаю помогал будущий патриарх, в то время архимандрит Сергей Страгородский, и святой мученик Андроник Пермский. Но единственным, оставшимся вместе с Николаем, был архиепископ Сергий Тихомиров. Фактически все миссионеры были японцами, и Николай опирался только на них. Им был построен в центре Токио огромный собор в честь Воскресения Христова. При непосредственном участии Николая были открыты сто пятьдесят церквей в Японии. Подвиг святителя Николая состоял в том, что он проповедовал Слово Божие, несмотря на враждебное окружение. Проповедь христианства продолжалась даже во время русско-японской войны. Отец Николай очень любил Россию, но благословил японских христиан на войну, однако же, отказавшись молиться за победу японского оружия. В результате он был награжден и российским императором Николаем II, и японским императором. Во время его похорон японский император прислал венок, этой чести не удостаивался ни один иностранец.

Здесь мы видим пример проявления мудрости — отделять христианство от культуры, подчеркивая вселенский характер Церкви Божией. Христианство – это абсолютная истина, данная всем народам, а не ограниченная, например, только русским народом. Русский народ стал благородным и получил такое величие благодаря православию. Как только он отступил от православия, Господь стал наказывать его, отрезая по кусочкам страну в наказание за отступление. Святитель Николай является примером миссионерского подвига, которому нужно подражать и нам. Нужно нести слово Божие и вовремя, и не вовремя всем людям, окружающим нас, вне зависимости от нации, от культуры, потому что Христова вера преображает любую нацию, любую культуру, выявляя в ней лучшее и умерщвляя злое.

Отца Николая спрашивали, как он относится к японской культуре? Он отвечал, что в японской культуре есть много хорошего, например, уважение к предкам, которое дал синтоизм, или милосердие, данное буддизмом. Но Николай подчеркивал, что заблуждения синтоизма и буддизма нужно отбросить. Без познания Бога человек никогда ничего не сможет сделать. Когда его спрашивали о почитании Родины, святитель Николай отвечал, что земную Родину мы чтим, мы о ней заботимся, молимся Богу, чтобы наша земная Родина была крепкой и благородной, но при этом мы знаем, что наша истинная Родина на Небесах, и для нас не важно, какой нации человек к ней принадлежит. Часто люди бросаются из крайности в крайность — или становятся космополитами, заявляющими, что они ненавидят Россию, или становятся оголтелыми националистами, презирающими другие народы. Как космополитизм, так и национализм – это большое заблуждение.

Святитель Николай создал священную японскую культуру, фактически с него она и началась. Японская Православная Церковь существует до сих пор, и успешно развивается. Несколько лет назад в Японии появился первый православный монастырь. Пример миссионерской мудрости, как у святителя Николая, да подаст Господь и нам! Милость Бога да пребывает со всеми нами!

Храни вас Господь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...