День памяти пророка Самуила. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пророк Самуил

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с праздником древнего пророка Божьего Самуила! Им был написан ряд книг Библии, он закончил книгу Судей, написал книгу Руфи и 1-ю книгу Царств. Этот пророк знаменует собой начало совершенно нового периода в истории еврейского народа, он является пророком-восстановителем Царств. Сама его жизнь — удивительный пример того, как Бог поднимает из тьмы Свой светильник.

В период до рождения пророка Самуила Израиль управлялся судьями. Судьи в Израиле того времени – это люди, поставленные самим Богом, они являлись пророками и находились в непосредственном общении с Богом. Они поднимались Богом для того, чтобы защитить Израиль от того или иного врага и в сложных ситуациях рассудить какие-либо обстоятельства. Главной их задачей было обращение народа к богообщению, к почитанию истинного Бога, чтобы раскаявшийся народ получал от Бога спасение.

Ко времени рождения Самуила судьей израильского народа был первосвященник Илий, который сам был благочестив, но у него были дети-священники, служившие в Храме Божьем (в походной Скинии, сделанной еще Моисеем) и занимавшиеся беззакониями: они крали дары, которые иудеи приносили Богу, занимались развратом, вымогали деньги у прихожан, и в результате народ стал постепенно отходить от богопочитания и принесения жертв. Господь обличал детей Илия, но они не хотели слушаться. И ярость Господа поднялась не только на них, но и на их отца (за то, что он их только обличал, а конкретных действий к пресечению их беззаконий не предпринимал). По закону, он должен был предать их смертной казни, но Илий пожалел своих детей, и за это Господь решил покарать весь народ. Но, несмотря на грехи, творившиеся в Храме, все равно были люди, которые приходили в Храм и очень любили Бога.

Был человек по имени Елкан, у него было две жены (у евреев до пришествия Господа разрешалось многоженство) — любимая жена Анна и нелюбимая старшая жена. Старшая, нелюбимая жена рожала ему детей, а Анна была бесплодна. Она плакала и рыдала, а над ней все издевались, так как считалось, что бездетность — это проклятье Божие. Это и логично, ведь Бог – источник жизни, и увеличение жизни идет от Бога. Однажды Анна стала молиться в Храме Божьем, она пообещала Господу, что если Он ей даст ребенка, то она этого ребенка посвятит ему. Господь услышал ее молитву, умилосердился над ней, и она родила ребенка, которого посвятила Богу, его назвали «Дар Божий» — Самуил. В третий год своего рождения он был посвящен Богу, родители отдали его в Храм, где он и жил. Он был из потомков левитов и стал прислужником. Когда он был еще мальчиком, ему поручили следить за подсвечниками в Храме. В Скинии был один подсвечник, на котором горели семь лампад, а уже в Храме Соломона было десять подсвечников.

Семисвечник символизировал собой семь даров Святого Духа, а десять подсвечников символизировали собой десять заповедей, которые являются светом для нас. И вот когда Самуил находился в Храме Божием, светильник еще не погас, отрок лежал на кровати и засыпал, как вдруг услышал голос, который его звал по имени: «Самуил, Самуил!» Самуил подумал, что его зовет первосвященник, и подошел к нему. Первосвященник отослал его спать и сказал, что ему это показалось. Самуил стал засыпать, и в это время снова раздался тихий, властный голос Бога: «Самуил, Самуил!» Бог зовет людей по именам (по полному имени), потому что вступает в общение с неиспорченной, неизуродованной личностью человека. Самуил опять побежал к Илию, но тот снова отослал его спать. Это повторилось трижды, и первосвященник понял, что Самуила зовет Бог, и научил, как ответить Богу. Через некоторое время снова пришел Господь и стал звать: «Самуил, Самуил!» И Самуил ответил: «Вот я, Господи!»

Господь призвал его на пророчество и сказал: «Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек» (1 Цар. 3:11-14).

Самуил не хотел говорить об этом, но Илий настоял, и Самуил на следующий день все ему рассказал. И даже после этого сыновья первосвященника не оставили своих злодеяний, и Господь решил предать их смерти. Мы видим, что Самуил жил в самой худшей обстановке, среди людей, которые вообще всякий страх Божий потеряли и перед святыней глумились, но Самуил, несмотря ни на что, сохранил в себе чистоту.

Существует такая профессиональная болезнь людей, близких к святыне (епископов, священников, певцов на клиросе и особенно прислужников при храме): они начинают считать, что находятся с Богом в панибратских отношениях, хозяйничают на свой лад и забывают, что это Дом Божий. Это проявление гордыни от потери страха Божия. Самуил, живя при Храме, оставался верен Богу, верность зависит не от среды, а от человека. Самуила стали почитать за пророка, как Господь сказал, так и случилось. Через год филистимляне, предки современных палестинцев, вышли из района современного Сектора Газа и напали на Скинию. В то время дети первосвященника Илия решили использовать Ковчег Завета, для того чтобы Господь отогнал неприятеля, думая, что святыня защищает механически. Многие думают: я буду грешить, а потом святыней прикроюсь, и все будут в порядке. Это очень распространенное сейчас заблуждение, не миновало оно и тогдашних евреев.

Но Господь решил иначе, филистимляне действительно испугались, но от страха стали сражаться сильнее. Они победили евреев, потому что Бог был на стороне филистимлян, и Ковчег Завета попал к ним в руки. Оба сына первосвященника Илия были убиты в этот день. А первосвященник, узнав, что Ковчег Завета захвачен, упал и умер. Таким образом, Бог показал, что святыня сама по себе не защищает. Если человек беззаконничает, то Бог уже не помогает такому человеку даже через святыню, она не прикрывает злодейство. Господь даже может отдать святыню в руки врагов, только бы вразумить людей. После этого Самуил призвал весь народ к покаянию и обратил его от идолопоклонства. Филистимляне в знак победы над евреями внесли Ковчег Завета в главное языческое капище – Дагона, но идол оказался поутру поверженным перед Ковчегом. Они снова поставили идола, а на следующее утро опять обнаружили идола, лежащего на земле, с аккуратно отрубленной головой, ногами и руками, хотя капище было заперто и охранялось. Бог таким образом показал, что фальшивые языческие боги ничего не значат перед истинным Богом.

В дальнейшем Бог послал на филистимлян в наказание эпидемию чумы и нашествие мышей, и причем это наказание приходило именно в тот город, где находился Ковчег Завета. Филистимляне испугались, что Господь их вообще истребит, и решили провести некий эксперимент. Они поставили Ковчег Завета на телегу, в которую впрягли только что отелившихся коров, а телят отвели домой. И сказали себе, что если эти кары Господь насылает из-за Ковчега, то коровы пойдут к израильской границы, а если пойдут к телятам, то это не Божие действие, а случайность. И коровы пошли к Израилю, и таким образом Ковчег Завета спустя девять месяцев вернулся на Святую Землю.

Когда Самуил состарился, еврейский народ впал в маловерие, дети Самуила не пошли по стопам отца. И евреи захотели себе царя, как у других народов. Самуил разгневался на народ, так как понял, что евреи не хотят, чтобы ими управлял Бог, а хотят земное царство, как у других народов, и Бог стал им уже не нужен. Самуил обратился с молитвой к Богу.

«И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя» (1 Цар. 8:7-22).

Таким образом в Израиле возникла монархия. Самуил избрал первого царя, Саула, который оказался неверным Богу. Вскоре Господь избрал нового царя, Давида, которого помазал на царство Самуил. Вскоре пророк Самуил отошел в мир иной, но его пророческий дар не закончился даже со смертью. Царь Саул, отверженный Богом, отданный во власть сатане, вступил в сражение с филистимлянами. Перед сражением он начал паниковать и решил обратиться к Богу, но Бог молчал. Он пришел к пророкам, пророки молчали. У первосвященников на груди была табличка с двенадцатью драгоценными камнями, на камнях были лепесточки из золота с написанными на них именами сынов Израиля. И когда человек спрашивал, что-то у Бога, то Бог открывал ответ через эту табличку, которая называлась – «Урим и туммим» (то есть свет и совершенство – Исх. 28:30). На ней открывались листочки, и можно было прочитать надпись на груди первосвященника. Саул обратился к первосвященнику, но сколько ни спрашивал, «Урим и туммим» молчал. Саул оказался отверженным Богом. Бог отбросил его, как того, кто выступил против Него и не исполнил его волю.

Но Саул все равно решил добиться ответа подпольными путями и пошел к колдунье, к аэндорской волшебнице, которая вызывала «духов мертвых» — бесов. Он переоделся в простую одежду и, пообещав хорошее вознаграждение, попросил ее вызвать дух Самуила. Колдунья сначала отказывалась, так как при жизни Самуил беспощадно боролся с колдовством, предавая колдунов смертной казни. Но Саул сумел настоять, и она согласилась. И тут произошло то, чего она не ожидала. Она думала, что под видом умершего, как всегда, придет бес, но, по воле Бога, пришел сам Самуил. Он спросил, чего хочет Саул. Саул ответил, что ему тяжело, Бог забыл его и не отвечает. Самуил сказал ему, что он сам забыл Бога, поэтому завтра «ты и твои дети будете со мной, и твое войско будет разгромлено». Как сказал дух Самуила, так и произошло, на следующее утро Саул со своими детьми был убит, и народ Божий был разбит. А на царство пришел царь Давид, помазанный еще пророком Самуилом.

Библия говорит, что несмотря на то, что Самуил после смерти находился в аду, он не забывал Бога: «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им» (Пс. 98:6).

Уже после смерти Моисей, Аарон и Самуил продолжали ходатайствовать за Израиль ко Господу. И по их ходатайству Израиль бывал многократно спасаем. Когда Христос после своей смерти, но еще до Воскресения, спустился в ад, для того чтобы вывести оттуда праведников в рай, Он вывел и Самуила. Глядя на житие Самуила, мы должны помнить, что молитва к Богу и жизнь в Боге не должны зависеть ни от чего постороннего. Само призвание Самуила очень показательно. И наяву, и во сне он всегда находился перед лицом Бога. И мы должны приучаться к хождению перед лицом Создателя, и тогда наши молитвы будут услышаны, и Господь оправдает нас и проведет через все сложные капканы этого мира и выведет нас к свету Своего Лица.

И не дай Бог нам попасть в положение непослушного, как был непослушен Саул, и не дай Бог, чтобы оказалось так, что мы уже вычеркнуты из книги Жизни, не дай Бог, чтобы мы оказались чужыми для благодати и чтобы Бог нам не отвечал. Это очень редкое состояние, но оно возникает с теми, кто гордится, кто завидует, ненавидит, как это делал Саул. Он искренне считал, что имеет право на обиду, ненависть и злобу. Нужно избавляться от этого страшного состояния и бояться его панически, потому что если человек в этом состоянии окостенеет, то для него будет все закрыто навсегда. Да поможет нам Господь молитвами святого пророка Самуила!

Спаси вас Господи!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...