День памяти преподобного Макария Великого. Иерей Даниил Сысоев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с днем памяти одного из великих святых и одного из отцов монашества Макария Великого! У Макария Великого умерла жена, он ушел в пустыню и стал жить отшельником в пещере недалеко от селения. В этой деревне одна девица согрешила с юношей. Они хотели пожениться, но юноша был беден, и родители девушки запретили ей выходить за него замуж. Девушка забеременела, и когда это стало известно, то они решили оклеветать Макария, сказав, что это он обесчестил девицу. После этого рассказа разъяренные селяне напали на Макария, стали его избивать и обвинять в этом грехе. Макарий в свою защиту не говорил ни слова. От смерти его спас друг, носивший Макарию еду. А Макарий сказал себе: «Теперь у меня есть жена и дети, и я должен еще больше работать». И принялся с еще большим трудом плести корзины, чтобы его друг-поручитель продавал корзины, а деньги относил этой девице. Когда пришло время рожать, она не могла родить и тогда созналась, что оклеветала святого, и только после этого благополучно родила. Его друг обрадовался, но Макарий заплакал, сказав, что много духовных трудов пропало, и ушел в другое место.
Таких эпизодов в житиях святых очень много, и когда мы это слышим или читаем, то все ясно, но как только начинаем прикладывать к своей жизни, то возмущаемся. Как же это так? За правду не поборолся, не отстоял свою поруганную репутацию, свое достоинство. Если так все будут поступать, то всех растопчут. Зачем же так нужно делать? Это было проявление заповеди Господней: «Злом за зло не воздавать». Если Бог не управляет миром, то так поступать нельзя, если мы оставлены только на свои силы, то остается только на них и надеяться. Но если Бог правит миром, то все по-другому. Если главное в этом мире — найти себе место, то нужно к нему пробиваться, а если наша цель не в этой жизни, то возникает вопрос, зачем все это происходит? Для святых жизнь на земле была школой, а все эти ситуации были тренировкой для души. Душа тренировалась, не обращая внимания на людскую славу, воздавать добром за зло и таким образом усиливалась в добре. Люди знали, что ничего без воли Божией не происходит, и зло которое пришло к нам, пришло не просто так, а по воле Божией.
Когда эта девица оклеветала Макария, то ее клевета Богу была не угодна. Макария эта клевета коснулась, потому что Бог захотел воздать добром за зло. Именно поэтому Макарий и переносил эту клевету и скорбь, потому что хотел быть похожим на Бога, хотел усилить свою душу, чтобы его чувства были сильны благодаря добру. Он не хотел, чтобы через него в этом мире усилилось зло, он, напротив, хотел, чтобы через него усилилась слава Божия. Он прекрасно знал, что если вас бесчестят несправедливо, то вы блаженны, и слава пребывает в вас. Макарий Великий, как и другие святые в таких же ситуациях, свидетельствовал, что когда человек переносит несправедливые нападки с благодарностью и не ожесточаясь против злодеев, то дух человека усиливается, и он чувствует в себе некую немыслимую, таинственную силу Божию.
Макарий показал, как можно победить, как можно пробиться сквозь тьму и клевету к Богу. Это как спортивная тренировка, на которой можно и ушибиться, и растянуть мышцы, и устать сильно. Но тренировки приводят к тому, что человек становится физически сильней. Так же и духовные тренировки приводят к тому, что человек становится духовно крепким. Он таким образом поднимается духом к вершинам, к небесам. Макарий Великий знал, что все это нужно воспринимать от руки Божией, для нашей пользы. Бог Сам восстановит, где правда, а где неправда. Макарий передал все это в руки Божии. Поэтому и говорят у нас на Руси: «Бог ему судья!» Это не простая поговорка, а передача нашего дела в руки Бога, который непременно восстановит справедливость. Но если мы будем озлобляться, биться за свои права, то мы превратимся в самый невыносимый тип человека, в склочника, который со всеми скандалит и ругается и в результате становится человеком, которого все избегают. Если человек умеет жизнь воспринимать как школу, как тренировку, то тогда его душа растет, тогда он понимает, что все эти скорби кратковременные, а радость вечная. Все наши усилия не остаются только здесь, на земле, но и откладывают венцы на Небесах. Именно поэтому, ради этих венцов, святые и подвизались, мы должны научиться этому же.
Господь дает подвиги по силам. Если нам дать такое испытание, как у Макария Великого, то мы просто не выдержим. Если вокруг нас начался скандал, то его нужно нести как подвиг, то есть в нем не участвовать, даже если нас несправедливо оскорбляют или клевещут на нас. Если что-то поломалось, то это тоже нужно нести как подвиг, что-то не получается — нужно это нести как подвиг, если вас высмеяли, то это нужно воспринимать как подвиг, и помнить, что поругание, как вода, вычищает. Если человек терпит ради Христа, то он участвует в страданиях Христовых. Тогда человек становится совершенно иным существом, он преображается, переделывается и становится совершенным сверхчеловеком. Давайте по примеру преподобного Макария научимся этому удивительному сверхжитию, силой Господа Бога и Духа Святого, который поселился в нас при миропомазании, который живет в нас и действует тогда, когда мы призываем Его на помощь. Пусть милость Божия пребывает со всеми вами!
Храни вас Господь!
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии