День памяти преподобного Иоанна Милостивого. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Даниил Сысоев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем памяти Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского! Милосердие, соприсносущное природе Бога, как бы воплотилось в этом великом святом, который просиял в нашей Церкви в VI веке. Он был женат, у него были дети, но потом умерли и дети, и жена. И после их смерти он решил посвятить свою жизнь Богу. В то время он был еще достаточно молодым, ему было около сорока лет. Однажды ночью он увидел, что к нему пришла прекрасная девица, одетая в белую сверкающую тунику и с венком из оливковых веток на голове, которые являются знаком милосердия. Эта девица сказала Иоанну: если он желает получить огромную награду, то должен стать ее возлюбленным. Он вопросил: кто она? Девица ответила, что является старшей дочерью великого царя: «Мое могущество настолько велико, что я свела Сына Божия на землю». Иоанн спросил, как ее зовут? И она ответила, что имя ее — Милосердие. И девица стала невидимой.

Иоанн, придя в себя, подумал, что это был морок, и увидел, что мимо проходит совершенно раздетый нищий. Иоанн снял свою верхнюю одежду и отдал ее этому нищему, а сам остался в рубахе. Тут к нему подошел какой-то человек, отдал ему мешочек с золотом и исчез. Так Иоанн понял, что Господь ему воздал за этот малый дар такой наградой. И Иоанн решил посвятить свою жизнь проявлению милосердия. И его милосердие было настолько велико, что он был избран указом императора Ираклия и александрийскими священниками в епископы города Александрии. Это была тогда третья в мире кафедра (сейчас вторая). После епископской хиротонии он назначил дни, в которые любой человек мог обратиться к нему. Каждую среду и пятницу он сидел на стуле возле входа в кафедральный собор и принимал всех желающих по разным вопросам.

К нему приходили за справедливым судом, а многие — за милостыней. Но Иоанну этого было мало, он собрал к себе всех клириков и диаконов и повелел им переписать всех бездомных и нищих в Александрии, чтобы они каждый день получали от его стола пропитание. Он удовлетворял все просьбы, кто бы чего ни попросил. Люди говорили, что щедрость Иоанна сравнима только с щедростью Бога. Однажды к нему подошел один нищий и взял у него три золотые монеты, потом переоделся в другую одежду подошел и снова взял у него три золотые монеты, это заметил клирик и сказал епископу, но тот позволил нищему взять еще раз. Нищий в третий раз переоделся и подошел, чтобы взять три моменты. Узнал его Иоанн и сказал клирику: «Дай ему шесть монет, меня, наверное, Христос проверяет». И таких примеров удивительной щедрости было очень много.

У святителя Иоанна в подчинении был епископ Тараил, очень жадный и скупой. Однажды он пришел в гости к святому Иоанну, и они вместе пошли в бедный район города. А у Тараила было с собой тридцать золотых монет, которых ему было ужасно жалко, и он боялся, что Иоанн заставит его раскошелиться. Так и получилось. Иоанн принудил его отдать деньги беднякам, и епископ Тараил сильно расстроился. Через несколько дней преподобный Иоанн позвал к себе Тараила, а тот отказался прийти, так как от такой растраты сильно разболелся. Иоанн понял причину его болезни и настойчиво пригласил его к себе в гости. И когда Тараил пришел, Иоанн пообещал выдать ему тридцать золотых монет, если тот напишет расписку. Епископ Тараил удивился и спросил, о какой он расписке идет речь. Иоанн стал диктовать ему текст: «Господи Иисусе Христе, я обязуюсь перед Тобою, что ту награду, которую Ты должен мне дать за эти тридцать златниц на Небесах, я в твердом уме и ясной памяти передаю архиепископу Иоанну, а за это получаю от него соответствующую сумму».

Епископ Тараил написал эту расписку, получил деньги и, счастливый, пошел домой. Ночью же ему приснилось удивительное видение. Якобы он попал в рай и увидел прекрасный золотой дворец, на котором написано: «Этот дворец построен для епископа Тараила». Тараил обрадовался. Но тут подошел знатный военачальник–вельможа и сказал: «Снимайте табличку, она уже устарела, прикрепляйте новую». А на новой написано: «Этот дворец принадлежит архиепископу Иоанну». Тараил стал возмущаться, а вельможа ему сказал: «А деньги-то у тебя в кармане».

Милосердию противоположна земная прагматичность. Нам кажется, что если мы по-земному все не рассчитаем, то у нас ничего не получится. Подобная история была и со святым Иоанном. Однажды к нему подошел разорившийся купец и попросил выдать ему пятнадцать литр золота (это примерно семь с половиной килограмм). Иоанн приказал эконому выдать купцу золото и выписать расписку. А эконом решил его обмануть и выдал купцу 5 литр золота (одну треть), так как деньги в хранилище заканчивались. На следующее утро к Иоанну пришла женщина и принесла ему в подарок пятьсот литр золота. Он повернулся к эконому и сказал ему: «А все ли деньги ты вчера выдал, какие тебе было велено?» Эконом начал юлить, но Иоанн сказал: «Я знаю, что ты выдал в три раза меньше». Потом он подозвал эту женщину и спросил ее, сколько золота она хотела принести? Женщина сказала, что написала расписку на полторы тысячи литр, но вдруг невидимая рука тысячу стерла, и она поняла, что Богу угодно, чтобы она пожертвовала только пятьсот литр золота. Иоанн повернулся к эконому и сказал ему: «Видишь, твоя жадность и твое маловерие привели к тому, что ты меньше получил».

Заповедь милосердия, которую нам дал Господь, не имеет ничего общего с земной благотворительностью. Нам сегодня жалко людей, а завтра — уже не очень, и помощь наша обычно бывает спорадической. Христова же заповедь милосердия построена совершенно по другому принципу, ее смысл заключается в том, что мы должны быть богоподобными людьми.

Господь говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

А Его милосердие беспредельно, именно оно свело Господа с Небес и отдало Его в жертву за наши души. Поэтому христианское милосердие строится на том принципе, что человек богоуподобляется. Он живет безрассудно, безрасчетно, так как находится под крепкой рукой Бога-Отца. Чей расчет в этой жизни более надежный, Бога-Отца или наш? Бога-Отца! Люди не подают милостыню, не поддерживают других, потому что у них мало доверия к Богу-Отцу. И это маловерие приводит к жестокосердию. И Бог-Отец наказывает за это. Люди постарше помнят, как в 1991 году у них пропали накопления, а позже, в 1998 – ситуация повторилась. Бог говорит, что расчеты на землю заведомо проигрышные. Нельзя ничего надежно сделать на земле. Единственно надежное вложение будет только то, которое вложено в Небесную Сокровищницу, в Небесный банк. Давайте учиться милосердию!

Когда к Ивану Милостивому никто не приходил за помощью, он очень печалился, с горючими слезами шел к престолу алтаря и молил Бога такими словами: «Боже, почему ты меня так наказал, что не дал никому сегодня сделать добро». Это подход нормального христианина, который страдает, которому больно от того, что он не может никого поддержать. Давайте учиться милосердию, потому что его слишком мало, и слишком много диавол придумал отговорок, чтобы не быть милосердными. Это и «нам самим мало», и «как же на черный день?», «как же мои внуки и дети будут жить?». Все эти отговорки – пустышка. Оставь Господу заботу твою, и Он сам тебя прокормит.

«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54:23).

Давайте учиться этому, и преподобный Иван Милостивый поможет всем нам!

Спаси вас Господь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...