День 9. Не отступать от Бога. Священник Олег Кручинин
Слоновая кость. «Каин и Авель», 1084 г.
Сегодняшнее чтение из пророка Исаии (Ис. 5:7-16) продолжает тему притчи о Божьем винограднике, начатую накануне.
Книга пророка Исаии, глава 5
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.
8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
9 В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей; 10 десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.
11 Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.
13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.
14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их.
15 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.
Пророк предупреждает, что иудеи будут строго наказаны за свои грехи и преступления. В стихах 8-12 Исаия перечисляет эти грехи.
«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле»: у всех, кто незаконно претендует на чужие владения, кто отбирает чужую собственность ради своего бизнеса, будут опустошены и их дома.
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»: пророк предупреждает об опасности пьянства. В умеренном количестве сикер (хмельной напиток из яблок и других плодов) и виноградное вино были обычными напитками людей той культуры, но их чрезмерное употребление, как и сегодня, приводило к страшным последствиям.
«За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их»: вот, что ждет всех рабов греха. Те, кто проводил время праздно, бессмысленно и бесцельно, в конце концов окажутся в преисподней. Грех праздности, действительно, приводит к страшным последствиям. Не зря же преподобный Ефрем Сирин, автор прекрасной молитвы «Господи и Владыко живота моего», которую мы коленопреклоненно читаем на протяжении всего Великого поста, ставит дух праздности на первое место в списке перечисляемых им грехов.
В следующей паримии — отрывке из Книги Бытия (Быт. 4:8-15) — мы читаем об ещё одном страшном грехе: братоубийстве Каином Авеля.
Бытие, глава 4
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
«Ужасный поступок, пагубная дерзость, ненавистное дело, непростительный грех, замысл души зверской!», — так отозвался об убийстве Каином собственного брата святитель Иоанн Златоуст. И далее святитель обращает внимание, что даже после такого ужасного поступка Бог дал возможность Каину покаяться: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?»
Бог удостоил убийцу Своей беседы. Когда-то Он спрашивал у Адама: «Где ты?» (Быт. 3:9). Такие вопросы Господь задавал Адаму и Каину не из-за Своего неведения, а для того, чтобы возбудить в их душах покаянные чувства. Но Каин не только не исполняет этот покаянный призыв, а ещё и дерзко отвечает Богу, обвиняя Его будто бы за неуместный вопрос.
После этого Господь выносит Свой приговор: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И сделал Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не мог убить его. Таким образом, Авель будет взывать к совести брата-убийцы до самой его смерти.
Кто пострадал больше: Авель или Каин? — спрашивает Иоанн Златоуст. Конечно, Каин. Потому что убитый Авель и сегодня воспевается как первомученик за истину. А убийца Каин представляется в Библии как отверженный и проклятый Богом. Причем, отверженный и при его земной жизни, и при переходе в жизнь вечную.
Притчи Соломона, глава 3
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] 3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, — 12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» 15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Третья паримия вторника — чтение из Книги притч царя Соломона — это увещание хранить целомудрие и не поддаваться соблазну «льстивых женщин». По словам премудрого Соломона, «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (Притч. 5:3-4).
Здесь снова можно провести аналогию с молитвой преподобного Ефрема Сирина, читаемой в Великом посту. В составленном им списке из четырех добродетелей дух целомудрия стоит на первом месте.
Если сегодня под целомудрием мы подразумеваем отсутствие блудных мыслей и дел, то в более широком смысле цело+мудрие — это «целостная мудрость». То есть мудрость, которая на протяжении всей жизни человека делает его целостной личностью. Целомудрие — это тот фундамент и те стены, которые способны сохранить человека от соблазнов тела и духа, от ветров и ураганов, обрушивающихся на него по наущению диавола.
По словам преподобного Иоанна Лествичника, целомудрие — это всеобъемлющее название всех добродетелей. И если эту мысль спроецировать на три ветхозаветных паримии сегодняшнего дня, то можно сказать, что целомудрие не даст человеку захватывать чужое имущество и упиваться вином (о чем говорил пророк Исаия); целомудрие не позволило бы Каину убить Авеля (Книга Бытия) и именно целомудрие помогает человеку хранить чистоту брачных отношений (Книга притч Соломона).
«Итак, дети, слушайте Меня и не отступайте от слов уст Моих» (Притч. 5:7), — призывает всех нас Господь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии