День 8. Приговор винограднику. Протоиерей Владислав Шестаков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пророчество о винограднике

Первые пророчества Исаии уже стали реальностью.

Книга пророка Исаии, глава 4

2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.

3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.

5 И сотворит Господь над всяким местом горы́ Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров.

6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.

Глава 5

1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.

4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.

Пророк Исаия был призван на своё служение в последний год правления иудейского царя Озии — это приблизительно 740 год до Р.Х. Этот благочестивый царь успел ввести некоторые добрые порядки в своем небольшом государстве. Его правление можно назвать благополучным, т.к Иудейское царство приобрело важное значение среди других малоазийских государств.

Сын и преемник Озии Иоафам был благочестивым и довольно талантливым правителем, хотя уже при нём сирийцы и ефремляне стали злоумышлять против Иудеи. По словам профессора А. Лопухина, «внешние успехи, достигнутые Иоафамом, не только не содействовали нравственному улучшению народа, а напротив, как предсказывал еще Моисей (Втор. 32), внушили этому народу чувство гордости и дали возможность вести беззаботную и распущенную жизнь».

Народ иудейский при Иоафаме своими отступлениями от закона Божия стал навлекать на себя гнев Божий. Именно к этому историческому времени относятся слова, содержащиеся в первых шести главах книги пророчеств Исаии. Господь через пророка сравнивает богоизбранный народ с добрым, ухоженным виноградником: «Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило…»

Господь дал этим людям всё необходимое для жизни и процветания. Казалось бы, наслаждайся, храни это всё, благодари Бога и приноси добрые плоды своей жизни. Бог ожидал именно этого. Поэтому Он задает справедливый вопрос: «Чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» За эту неблагодарность Господь и выносит иудеям приговор.

Бытие, глава 3

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Глава 4

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

В очередном отрывке из Книги Бытия мы сегодня слышим о том, как продолжают развиваться события сразу после грехопадения первых людей. Действие Творца в этот момент может вызывать некоторое недоумение. Почему именно так, а не по-другому? «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского…»

Что произошло? Бог обиделся, разозлился? Или Ему было жалко плодов дерева жизни? Никак нет. Божественная любовь не имеет свойства обижаться или производить зло. Слова, которыми дьявол толкнул первых людей к совершению греха, были заведомо ложью. Он предложил им стать такими, как Бог, ничего для этого не делая, просто так. Но, как известно, бесплатный сыр только в мышеловке.

«Поскольку, — замечает блаженный Феодорит, — диавол говорит: „вы будете, как боги, знающие добро и зло“, преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания».

Адам и Ева теперь были совершенно не готовы к вечной жизни с Богом. Теперь они вынуждены приспосабливаться к новому образу жизни — на земле, заражённой грехом. У них рождаются первые дети: Каин, затем Авель. Бытописатель не останавливается подробно на бытовых моментах их жизни. Он сразу переносит наш взгляд на одну интересную особенность. Грех, совершённый родителями, не замедлил проявить своё губительное действие и в детях.

В сердце Каина появляется ненависть к брату. Она с каждым днём усиливается, и Каин не в силах с ней бороться. Тогда Господь, чтобы предотвратить беду, пытается образумить его. «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но Каин уже не способен повернуть назад.

Притчи Соломона, глава 3

34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

35 Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Глава 4

1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, 2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.

3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, 4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; 9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

10 Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни.

11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.

13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.

14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; 15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; 16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; 17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.

18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; 21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: 22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Отрицательный пример Каина отчасти помогает нам более глубоко взглянуть на главный предмет Книги Притчей Соломона — мудрость. В четвёртой главе мы снова слышим призыв к приобретению этого дара: «Приобретай мудрость, приобретай разум… Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя… Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься».

Сегодняшний пример из Бытия говорит нам о том, что мудрость — это не только правильное применение на практике жизни опыта и знаний. В первой главе мы слышали наставление не подражать примеру грешников и не идти вслед их, но склонить к совершению греха может не только человек. Для Каина таким двигателем стали его мысли, внутреннее настроение и дьявол. Вообще, грех не происходит просто так, сам по себе. У него, как и у заразной болезни, есть инкубационный период, который проходит внутри человека. Поэтому царь Соломон и призывает нас хранить своё сердце, как ядро всех наших чувств и переживаний.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-8-prigovor-vinogradniku/