День 38. Проданный брат. Священник Александр Хворост
Каким должен быть пост? Можно ли простить предательство близких? Что лучше — большое состояние или хорошая репутация? Продолжаем читать Ветхий Завет вместе с Церковью.
Книга пророка Исаии, глава 58
1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
Пророк Исаия говорит, что постящийся не должен быть лицемерным и эгоистичным. Он призывает в дни поста быть милосердным к угнетённым, голодным, бездомным, нуждающимся родственникам. Это важнее для Творца, чем аскетические «подвиги», совершённые без любви к ближним и выставленные напоказ для снискания человеческой славы.
Христианин, твори дела милосердия всегда, а особенно во время поста! Такой пост приятен Богу, «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5:16).
Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан) когда-то сказал самое оригинальное напутствие на Великий пост: «Давайте в пост не есть друг друга».
Бытие, глава 43
26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.
27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?
28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.
29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!
30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.
31 И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.
Глава 45
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.
2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.
3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.
12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.
15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
Иосиф был предан своими родными братьями, продан в Египет в рабство, по навету попал там в тюрьму, но он всегда был с Богом — и Господь не только его не оставил, но и возвысил. После таких жизненных перипетий Иосиф стал распорядителем при дворе фараона, то есть занял пост первого министра. В его руках находилась вся исполнительная власть в государстве.
Это случилось после того, как он разгадал пророческий сон фараона о грядущих семи годах голода на Ближнем Востоке. Под мудрым руководством Иосифа Египет в течение нескольких лет готовился к продовольственному кризису, и когда повсюду наступил голод, Египет стал житницей Востока, куда сходились за продовольствием все окрестные народы.
В это время за хлебом приходят родные братья Иосифа, которые давно позабыли про него, и он раскрывается перед ними. Он говорит, что давно их простил, что рад их видеть, что Бог его спас и уберёг на чужбине, что Творец через него спасет их род от голода, что он готов принять своих соплеменников и поселить в пределах Египта на плодородных землях.
Иосиф Прекрасный показывает нам образец всепрощения, братской любви, смирения, упования на промысл Божий. Все события в нашей жизни промыслительны, даже несчастья, только надо пройти их с Богом в сердце.
Символически Иосиф изображает Христа, преданного и проданного за сребреники братом-апостолом. Иосиф прощает братьев, как Христос прощает нам наши грехи. Иосиф спас родных от голодной смерти — Христос спасает людей о смерти и греха.
Притчи Соломона, глава 21
23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.
25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
Глава 22
1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
3 Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Слова премудрого Соломона о хранении уст перекликаются с мыслью апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Христианин должен всегда помнить, что за каждое праздное слово он даст ответ на Страшном суде.
Слово «кощунник» (Притч. 21:24) происходит от древнерусского «кощуна» — «запретный грех, насмешка». Оно означает человека, который высмеивает духовные ценности и явления, порицает святыню. На языке Библии синонимом этого слова — «богохульник». Пророк называет его надменным злодеем, который ослеплён гордыней. Христос учил, что хула на Святого Духа (богохульство) не простятся людям.
Земное богатство и бедность перед Богом не имеют никакого значения, потому что все мы созданы Творцом и можем считать себя детьми Вышнего. Перед Богом мы все равны, и потому должны не ставить во главу угла материальные различия, не презирать неимущих и не считать себя выше и лучше других, если имеем больший доход. Земное богатство теряет всякий вес при нашей смерти, а по-настоящему важными остаются лишь наши добродетели.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 26. Прихожане воскресного дня
День 30. Блюдо зелени и тучный бык
День 36. Воля Божия и воля человеческая
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии