День 37. Сварливые жёны и живая вода. Священник Олег Кручинин
Чтения вторника шестой недели Великого поста — это размышления о том, что принесёт в мир Спаситель; о том, как семейные конфликты влияют на переселения и судьбы целых народов, а также о том, как ссор и конфликтов можно избежать.
Первое чтение — из пророка Исаии — говорит о грядущем Мессии, «свете народов», которым и стал для нас Иисус Христос.
Книга пророка Исаии, глава 49
6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9 сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.
Мессия будет спасителем не только для еврейского народа: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6). Служение Искупителя мира будет распространяться на всю землю. Апостолы Христовы, которые впоследствии понесли слово Божие в мир, продолжили дело спасения.
«Цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа» (Ис. 49:7), — это пророчество сбылось не сразу, но всё же и оно свершилось. Если в первые века после Рождества Христова гонения на христианскую Церковь было особо сильным, то уже с IV века отношение государственной власти к ней изменилось. И на Западе, и на Востоке Римской империи, а потом и за её пределами цари и князья первыми приходили ко Христу, а затем приводили к Нему свои народы. История Крещения Руси, начавшаяся 1030 лет назад, — одно из подтверждений слов пророка Исаии.
«Сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные» (Ис. 49:8), — здесь мы читаем о том, что Мессия положит начало новому завету, то есть договору между Богом и людьми. Народы, живущие в язычестве («в наследиях опустошенных»), будут поклоняться единому и истинному Богу.
«Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод» (Ис. 49:10). Читая эти строки, вспоминаем Иисуса Христа, который обещал самарянке дать «воду живую» (Ин. 4:10). Сам Сын Божий стал тем источником живой воды, который и сегодня щедро и изобильно дарит нам благодать Божию.
Тема воды и колодца не раз встречается на страницах Священного Писания. В следующей паримии вторника 6-й недели Великого поста мы читаем об Иакове и его жене Рахили, знакомство и влюбленность которых также начались у колодца.
Бытие, глава 31
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог [весь] скот у отца вашего и дал [его] мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою].
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.
Лия и Рахиль были дочерями Лавана, владевшего стадами скота. Чтобы жениться на Рахили, влюблённому в нее Иакову пришлось семь лет отработать на Лавана. Но Лаван обманул Иакова и заставил жениться на своей старшей дочери — Лии. А ещё через семь лет Рахиль также стала его женой. От двух жён и их служанок, которые достались в качестве приданного, у Иакова родились двенадцать сыновей и одна дочь.
Между большим семейством Иакова и домом Лавана возникали конфликты. В итоге «сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Иаков призвал Рахиль и Лию в поле, рассказал им о благословении Божием.
Жёны дали согласие, заключённое в словах: «Делай всё, что Бог сказал тебе» (Быт. 31:16). В итоге Иаков вместе с семьёй и имуществом тайно уходит от Лавана и направляется в Ханаан.
Из дальнейшей библейской истории мы знаем, что двенадцать сыновей Иакова образовали двенадцать колен народа Израиля, а сам Иаков почитается как ветхозаветный патриарх. Неизвестно, как сложилась бы их судьба, если бы семья Иакова не ушла в своё время в Ханаан или если бы жёны не дали на это согласия.
История о мудрых жёнах перекликается с третьим ветхозаветным чтением сегодняшнего дня — фрагментом книги притчей царя Соломона. В небольшом отрывке, читаемом на богослужении, «сварливые жёны» упоминаются дважды.
Притчи Соломона, глава 21
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Царь Соломон вновь говорит о нравственности. По его мнению, гордость, надменность, нечестие, разврат обрушатся на грешников, «потому что они отреклись соблюдать правду» (Притч. 21:7).
Стяжание добродетелей приведёт к счастью. В том числе — и в семейной жизни. В двух стихах притчей Соломон рассуждает о жёнах: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. <…> Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Притч. 21:9, 19).
Как известно, недостатка в жёнах царь Соломон не испытывал: «И было у него семьсот жён и триста наложниц» (3 Цар. 11:3). Поэтому можно предположить, что о сварливых жёнах он знал не понаслышке. Неужели и царя допекали настолько, что после семейных конфликтов ему хотелось скрыться в пустыне или взобраться на крышу?
Заканчивается чтение вторника словами, о которых нужно помнить всем: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» (Притч. 21:21). Это утверждение касается и царей, и их подчинённых; и женатых, и холостых.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 26. Прихожане воскресного дня
День 30. Блюдо зелени и тучный бык
День 36. Воля Божия и воля человеческая
http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-37-svarlivye-zhyony-i-zhivaya-voda/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии