День 33. Вера, меняющая мир. Протоиерей Сергий Капитоненко
Может ли Бог предать? Зачем Аврааму нужно было приносить в жертву Исаака? Как сойти за умного? Одно из самых драматичных ветхозаветных мест читается в пятницу пятой недели Великого поста.
Пророк Исаия описывает совершенно уникальный и ни что не похожий библейский сюжет: обращение Господа к языческому царю Киру, ни много ни мало, как к «помазаннику» Божьему. А ведь до этого только Саул и Давид заслужили такое звание! Пророк предсказывает грядущую особую роль Кира в жизни избранного народа: освобождение от Вавилонского плена и восстановление Иерусалима и его Храма.
Книга пророка Исаии, глава 45
11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.
15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
Исаия противопоставляет «препирающихся» с Богом неразумных иудеев с этим не знавшим Иеговы язычником, который по благоволению Господа всячески служит Богу. Слово пророка Исаии предвосхищает само Евангелие: здесь слышится и притча о злых виноградарях, и разговор с самарянкой у колодца Иакова.
Говорит Господь: совсем скоро многие бывшие язычники «к тебе перейдут и будут твоими… говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога», ибо и язычники ищут, по слову апостола Павла, пока что «неведомого» Бога.
Книга Бытия описывает один из самых трагических и важнейших моментов ветхозаветной истории — принесение Авраамом в жертву своего сына Исаака.
Бытие, глава 22
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
В этом повествовании сокрыты очень важные смыслы. Во-первых, некогда бездетный старец, которому Бог обещал неисчетное потомство, вдруг слышит повеление принести в жертву своего единственного сына! А как же обетование? Как оно тогда может исполниться?
Какова реакция Авраама? Он просто всецело доверился Богу: «Авраам встал рано утром…» Теперь и во веки Авраам отец всех верующих. Настоящих верующих, для которых вера — не способ получения набора необходимых жизненных благ, а настоящее живое доверие Богу и его слову.
Во-вторых, очень важно понять, зачем же всё-таки нужна была эта жертва. Неужели у Бога не было другого, более гуманного способа испытать веру старца? Дело в том, что принести в жертву означает отказаться от владения, отречься от прав собственности. Пожертвованное — уже не моё, то есть Исаак оказывается уже не столько сыном Авраама, сколько сыном Божиим, Его «первенцем».
Получается совсем интересная история: Израиль — не богоизбранный народ, а богосозданный. Самим своим возникновением он обязан Завету.
Отрывок из книги Притч Соломона повествует нам о простых истинах, которые давно уже стали золотым фондом всей человеческой цивилизации: «Amicus certus in re incerta cernitur», или «друг познается в беде» — это именно отсюда.
Притчи Соломона, глава 17
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого, — себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
Глава 18
1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Каждое слово премудрых притч — настоящее сокровище и пища для ума. Тут даже для нас, постящихся уже пятую неделю подряд, нашлось слово: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
А чего только стоит замечание, что «и глупец, когда молчит, может показаться мудрым»! Как не вспомнить старый анекдот о том, что самый дешёвый способ казаться умнее — это завести бороду и очки…
Напротив же, замечает Соломон, преимущество человека мудрого — речь его, которая слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли воде. Глубина и обдуманность, обилие ценных мыслей и животворность речи человека мудрого — настоящая ключевая вода!
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 22. Праведность ведёт к жизни
День 26. Прихожане воскресного дня
День 30. Блюдо зелени и тучный бык
http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-33-vera-menyayushhaya-mir/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии