День 33. Вера, меняющая мир. Протоиерей Сергий Капитоненко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Авраам приносит в жертву Исаака

Может ли Бог предать? Зачем Аврааму нужно было приносить в жертву Исаака? Как сойти за умного? Одно из самых драматичных ветхозаветных мест читается в пятницу пятой недели Великого поста.

Пророк Исаия описывает совершенно уникальный и ни что не похожий библейский сюжет: обращение Господа к языческому царю Киру, ни много ни мало, как к «помазаннику» Божьему. А ведь до этого только Саул и Давид заслужили такое звание! Пророк предсказывает грядущую особую роль Кира в жизни избранного народа: освобождение от Вавилонского плена и восстановление Иерусалима и его Храма.

Книга пророка Исаии, глава 45

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

Исаия противопоставляет «препирающихся» с Богом неразумных иудеев с этим не знавшим Иеговы язычником, который по благоволению Господа всячески служит Богу. Слово пророка Исаии предвосхищает само Евангелие: здесь слышится и притча о злых виноградарях, и разговор с самарянкой у колодца Иакова.

Говорит Господь: совсем скоро многие бывшие язычники «к тебе перейдут и будут твоими… говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога», ибо и язычники ищут, по слову апостола Павла, пока что «неведомого» Бога.

Книга Бытия описывает один из самых трагических и важнейших моментов ветхозаветной истории — принесение Авраамом в жертву своего сына Исаака.

Бытие, глава 22

1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

В этом повествовании сокрыты очень важные смыслы. Во-первых, некогда бездетный старец, которому Бог обещал неисчетное потомство, вдруг слышит повеление принести в жертву своего единственного сына! А как же обетование? Как оно тогда может исполниться?

Какова реакция Авраама? Он просто всецело доверился Богу: «Авраам встал рано утром…» Теперь и во веки Авраам отец всех верующих. Настоящих верующих, для которых вера — не способ получения набора необходимых жизненных благ, а настоящее живое доверие Богу и его слову.

Во-вторых, очень важно понять, зачем же всё-таки нужна была эта жертва. Неужели у Бога не было другого, более гуманного способа испытать веру старца? Дело в том, что принести в жертву означает отказаться от владения, отречься от прав собственности. Пожертвованное — уже не моё, то есть Исаак оказывается уже не столько сыном Авраама, сколько сыном Божиим, Его «первенцем».

Получается совсем интересная история: Израиль — не богоизбранный народ, а богосозданный. Самим своим возникновением он обязан Завету.

Отрывок из книги Притч Соломона повествует нам о простых истинах, которые давно уже стали золотым фондом всей человеческой цивилизации: «Amicus certus in re incerta cernitur», или «друг познается в беде» — это именно отсюда.

Притчи Соломона, глава 17

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого, — себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Глава 18

1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Каждое слово премудрых притч — настоящее сокровище и пища для ума. Тут даже для нас, постящихся уже пятую неделю подряд, нашлось слово: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».

А чего только стоит замечание, что «и глупец, когда молчит, может показаться мудрым»! Как не вспомнить старый анекдот о том, что самый дешёвый способ казаться умнее — это завести бороду и очки…

Напротив же, замечает Соломон, преимущество человека мудрого — речь его, которая слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли воде. Глубина и обдуманность, обилие ценных мыслей и животворность речи человека мудрого — настоящая ключевая вода!

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

День 15. Свет во тьме

День 16. Плоды междоусобных конфликтов

День 16. Пасущим ветер

День 18. Войти в ковчег

День 19. Люди дороже золота

День 22. Праведность ведёт к жизни

День 23. Смерти больше нет

День 25. Башня до небес

День 26. Прихожане воскресного дня

День 29. Страх Господень

День 30. Блюдо зелени и тучный бык

День 31. Не бойся!

День 32. Дорога для слепых

http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-33-vera-menyayushhaya-mir/