День 29. Страх Господень. Протоиерей Владислав Шестаков
Что будет, если вызвать на битву Бога? На что нужно обращать больше внимания при переезде — на место или на соседей? Почему когда хочется сказать что-то резкое, лучше промолчать и прежде хорошо обдумать свои слова? Об этом — в сегодняшних чтениях.
Книга пророка Исаии, глава 37
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы́, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город сей не войдет, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые.
37 И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
Глава 38
1 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.
2 Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: 3 «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано: 5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, 6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.
Господь проявляет Свою силу и могущество там, где, казалось бы, никакая сила уже не сможет помочь. Жители Иерусалима уже готовились к тому, что их уведут в плен, а город будет уничтожен, но вместо этого они становятся свидетелями чуда.
Однако во всей этой истории есть и вторая сторона. Священное Писание обращает внимание на то, с какими словами царь ассирийский подошёл к Иерусалиму. Это было не просто чувство личного и военного превосходства. Он зашёл слишком далеко, сравнил Бога с бездушными идолами: «Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?» И Господь Сам даёт на это ответ.
Бытие, глава 13
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.
14 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда].
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Мы знакомимся с ещё одним звеном ветхозаветной истории. Авраам и его племянник в силу необходимости поселяются на некотором отдалении друг от друга. В земле Ханаан Авраам вновь получает обетование от Бога. Лот поселяется в пределах города Содом. Эта земля понравилась ему своим изобилием, богатством и зеленью лугов — всем, что нужно хорошему хозяину. Но он не обратил внимания на одно: люди этой земли были злы. Вскоре Господь произнесёт Свой суд, и от этой местности останется только только нарицательное имя — «Содом и Гоморра».
Притчи Соломона, глава 14
27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.
35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.
Глава 15
1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Чувство страха Господня во многом отвечает за формирование эмоциональной стороны поведения человека. Это благоговейное чувство не только уберегает человека от совершения злых дел. Постоянно ощущая рядом с собой присутствие Божие, человек старается не только не делать, но и не говорить, и даже не мыслить того, что было бы Ему неприятно. Всё происходящее уже становится не пустым стечением обстоятельств, а обретает смысл.
Мудрый человек во всём видит действие Творца, и, пытаясь понять эту Божественную логику, ставит свои эмоции на второе место. У него появляются такие качества, как терпение и кротость. Встречая какие-то неприятности в своей жизни, терпеливый человек не вспыхивает мгновенно фонтаном возмущения, а пытается понять, почему так, и наблюдает, что будет дальше.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
День 16. Плоды междоусобных конфликтов
День 22. Праведность ведёт к жизни
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии