День 16. Плоды междоусобных конфликтов. Священник Олег Кручинин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Междоусобица

Сегодня читаем о том, зачем Премудрость строит дом, что бывает с участниками гражданских войн и можно ли спастись за неделю.

«Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное», — эти слова так похожи на те, что были сказаны Иисусом Христом во время Тайной вечери с Его учениками. Упоминания о хлебе и вине, казалось бы, прямо говорят о Таинстве Причастия. Но между тем, эти слова принадлежат не Господу, а царю Соломону, жившему за тысячу лет до прихода в мир Спасителя и, соответственно, не знавшему догматов христианского вероучения.

На богослужении вторника третьей недели Великого поста мы читаем Книгу Притчей Соломоновых и поражаемся, насколько промыслительно в ней описана и тайна создания Церкви Христовой, и непостижимая глубина установления церковных таинств.

Притчи Соломона, глава 8

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть«.

Глава 9

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: 5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.

8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

«Премудрость построила себе дом, <…> заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; <…> послала слуг своих <…> и сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9:1-6). В этих словах мы видим действия Премудрости — воплотившегося на земле Сына Божьего.

Построение «дома» — это создание Церкви Христовой, стоящей на семи «столпах» (их можно толковать как семь таинств церковных). «Жертва», «вино» и «трапеза» указывают на Евхаристию (таинство причащения Тела и Крови Христовых). «Слуги» Премудрости, зовущие на трапезу, — это проповедники Слова Божьего: в Ветхом Завете — цари и пророки, а в Новом — апостолы и другие ученики Иисуса Христа.

«Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдёмте же все! Войдём внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери», — говорил святитель Феофан Затворник.

В дни Великого поста мы также стремимся избавиться от осуждения ближнего и других пороков. И тут премудрый Соломон даёт нам ещё одно духовное наставление: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч. 9:8-9).

Опыт жизни показывает, что, действительно, не всегда и не везде нужно всех обличать и поучать. Иногда нужно прибегнуть к «золотому молчанию». Если бы мы почаще вспоминали об этом, можно было бы избежать многих ссор и конфликтов. В том числе — и конфликтов между народами.

В следующем ветхозаветном чтении — Книге пророка Исаии — речь идёт о слове, которое посылает Господь. Примечательно, что в церковнославянском тексте «слово» переведено как «смерть» (Ис. 9:8): «смерть посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля».

Книга пророка Исаии, глава 9

8 Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10 кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.

11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: 12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.

14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: 15 старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.

16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.

20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Глава 10

1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?

4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Вторая половина девятой главы книги пророка Исаии посвящена описанию наказаний от Бога народам Израильского и Иудейского царств, враждовавших друг с другом.

По словам историков, особенным высокомерием отличалось северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей — материала довольно хрупкого — израильтяне хотели возводить свои постройки из дорогих и прочных тёсаных камней; вместо сикоморов или привычных в Палестине смоковниц, из которых делали балки, двери, оконные решётки и лестницы, они использовали привезённый из Ливана крепкий кедр. Израильтяне мечтали во что бы то ни стало установить своё политическое превосходство над южным соседом.

Идея соперничества «Севера» и «Юга» стара как мир. До сих пор не исчерпаны конфликты, направленные на установление тем или иным государством своей диктатуры. Особенно печально пожинать плоды войн внутри одного народа.

«Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. <…> И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис. 9:13, 16), — так говорит пророк о последствиях этих конфликтов.

«И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты» (Ис. 9:20) — ещё одни страшные и пророческие слова!

«Вся церковь есть единое тело, но, когда мы поедаем своих братьев, то мы в то же время гложем взаимно кости каждого из нас», — продолжая мысль пророка Исаии, говорил святитель Иоанн Златоуст.

На заре человечества гнев Божий излился на грешников в виде Всемирного потопа. Об этом рассказывает Книга Бытия.

Бытие, глава 7

1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Здесь мы читаем и о разделении животных на чистых и нечистых, и о последних семи днях, оставшихся у тех, кто жил тогда на Земле. Число семь, как всегда, не случайно. В современной неделе именно семь дней. Очевидно, такое количество дней в неделе было и в первобытную эпоху.

Но и эта последняя отсрочка от наказания — неделя, данная людям на покаяние, не привела к изменению их образа жизни: они продолжали насмехаться над Ноем, наполнявшим свой ковчег животными и птицами. Насмехались до тех пор, пока не наступил Всемирный потоп.

«Сорок дней и сорок ночей» — ещё одно часто встречающееся в Библии священное число. Сорок дней проповедовал пророк Иона жителям Ниневии; сорок дней Моисей пробыл на горе Синай; сорок дней и ночей Иисус Христос постился в пустыне. Сорок дней пробыл Он на земле от Воскресения до Вознесения. Сорок дней и ночей были отверсты хляби небесные.

«Ной сделал всё, что Господь Бог повелел ему», — так заканчивается это ветхозаветное чтение. Послушавшись Бога, Ной сохранил свою жизнь и приумножил свой род.

Исполнять повеления Господни — задача каждого из нас. Ибо «кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Притч. 8:35), — как и тысячи лет назад взывает к нам сегодня Премудрость Божия.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

День 15. Свет во тьме

http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-16-plody-mezhdousobnyh-konfliktov/