День 16. Плоды междоусобных конфликтов. Священник Олег Кручинин
Сегодня читаем о том, зачем Премудрость строит дом, что бывает с участниками гражданских войн и можно ли спастись за неделю.
«Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное», — эти слова так похожи на те, что были сказаны Иисусом Христом во время Тайной вечери с Его учениками. Упоминания о хлебе и вине, казалось бы, прямо говорят о Таинстве Причастия. Но между тем, эти слова принадлежат не Господу, а царю Соломону, жившему за тысячу лет до прихода в мир Спасителя и, соответственно, не знавшему догматов христианского вероучения.
На богослужении вторника третьей недели Великого поста мы читаем Книгу Притчей Соломоновых и поражаемся, насколько промыслительно в ней описана и тайна создания Церкви Христовой, и непостижимая глубина установления церковных таинств.
Притчи Соломона, глава 8
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть«.
Глава 9
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: 5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
«Премудрость построила себе дом, <…> заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; <…> послала слуг своих <…> и сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9:1-6). В этих словах мы видим действия Премудрости — воплотившегося на земле Сына Божьего.
Построение «дома» — это создание Церкви Христовой, стоящей на семи «столпах» (их можно толковать как семь таинств церковных). «Жертва», «вино» и «трапеза» указывают на Евхаристию (таинство причащения Тела и Крови Христовых). «Слуги» Премудрости, зовущие на трапезу, — это проповедники Слова Божьего: в Ветхом Завете — цари и пророки, а в Новом — апостолы и другие ученики Иисуса Христа.
«Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдёмте же все! Войдём внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери», — говорил святитель Феофан Затворник.
В дни Великого поста мы также стремимся избавиться от осуждения ближнего и других пороков. И тут премудрый Соломон даёт нам ещё одно духовное наставление: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч. 9:8-9).
Опыт жизни показывает, что, действительно, не всегда и не везде нужно всех обличать и поучать. Иногда нужно прибегнуть к «золотому молчанию». Если бы мы почаще вспоминали об этом, можно было бы избежать многих ссор и конфликтов. В том числе — и конфликтов между народами.
В следующем ветхозаветном чтении — Книге пророка Исаии — речь идёт о слове, которое посылает Господь. Примечательно, что в церковнославянском тексте «слово» переведено как «смерть» (Ис. 9:8): «смерть посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля».
Книга пророка Исаии, глава 9
8 Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10 кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: 12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: 15 старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Глава 10
1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Вторая половина девятой главы книги пророка Исаии посвящена описанию наказаний от Бога народам Израильского и Иудейского царств, враждовавших друг с другом.
По словам историков, особенным высокомерием отличалось северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей — материала довольно хрупкого — израильтяне хотели возводить свои постройки из дорогих и прочных тёсаных камней; вместо сикоморов или привычных в Палестине смоковниц, из которых делали балки, двери, оконные решётки и лестницы, они использовали привезённый из Ливана крепкий кедр. Израильтяне мечтали во что бы то ни стало установить своё политическое превосходство над южным соседом.
Идея соперничества «Севера» и «Юга» стара как мир. До сих пор не исчерпаны конфликты, направленные на установление тем или иным государством своей диктатуры. Особенно печально пожинать плоды войн внутри одного народа.
«Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. <…> И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» (Ис. 9:13, 16), — так говорит пророк о последствиях этих конфликтов.
«И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты» (Ис. 9:20) — ещё одни страшные и пророческие слова!
«Вся церковь есть единое тело, но, когда мы поедаем своих братьев, то мы в то же время гложем взаимно кости каждого из нас», — продолжая мысль пророка Исаии, говорил святитель Иоанн Златоуст.
На заре человечества гнев Божий излился на грешников в виде Всемирного потопа. Об этом рассказывает Книга Бытия.
Бытие, глава 7
1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.
Здесь мы читаем и о разделении животных на чистых и нечистых, и о последних семи днях, оставшихся у тех, кто жил тогда на Земле. Число семь, как всегда, не случайно. В современной неделе именно семь дней. Очевидно, такое количество дней в неделе было и в первобытную эпоху.
Но и эта последняя отсрочка от наказания — неделя, данная людям на покаяние, не привела к изменению их образа жизни: они продолжали насмехаться над Ноем, наполнявшим свой ковчег животными и птицами. Насмехались до тех пор, пока не наступил Всемирный потоп.
«Сорок дней и сорок ночей» — ещё одно часто встречающееся в Библии священное число. Сорок дней проповедовал пророк Иона жителям Ниневии; сорок дней Моисей пробыл на горе Синай; сорок дней и ночей Иисус Христос постился в пустыне. Сорок дней пробыл Он на земле от Воскресения до Вознесения. Сорок дней и ночей были отверсты хляби небесные.
«Ной сделал всё, что Господь Бог повелел ему», — так заканчивается это ветхозаветное чтение. Послушавшись Бога, Ной сохранил свою жизнь и приумножил свой род.
Исполнять повеления Господни — задача каждого из нас. Ибо «кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Притч. 8:35), — как и тысячи лет назад взывает к нам сегодня Премудрость Божия.
День 1. Мир, который мы потеряли
День 10. Каинистическая цивилизация
День 12. Умереть, чтобы воскреснуть
http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-16-plody-mezhdousobnyh-konfliktov/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии