День 1. Мир, который мы потеряли. Протоиерей Владислав Шестаков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сотворение мира. Христорождественский собор в Мытищах

Сотворение мира. Христорождественский собор в Мытищах

В Великий пост очень большое внимание уделяется чтению за богослужением Ветхого Завета. Это, как правило, небольшие тематические отрывки из Книги Бытия, пророческих книг и Премудрости Соломона. Предлагаем день за днём читать эти отрывки вместе.

В древней Церкви из-за недостатка и дороговизны книг чтение книг Ветхого Завета носило образовательный характер. Кроме того, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы — как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии — как пророчество о Христе.

Нужно сказать и о том, что в молодой Христианской Церкви отношение к богослужению и духовной жизни вообще не было формальным, как сейчас. Оно было живым, непосредственным. Каждый понимал, что пребывание с Богом, пребывание в Церкви — это и есть то, что можно по-настоящему назвать жизнью. Христова Церковь — это дерево, в котором действует благодать Нового Завета Бога с человеком, но чтобы правильно её воспринять, нужно знать, где корень этого дерева. Если говорить о Священном Писании, то Ветхий и Новый Заветы неразделимы. Ценность Нового Завета для христианина в полной мере открывается тогда, когда он прошел по тропинке истории и пророчеств Ветхого.

Часто Новый Завет называют бесценным даром Благодати. Но чтобы правильно им пользоваться, нужно вспомнить о том, как человек его потерял, совершив грех и отвернувшись от Бога, и какую Жертву полагает Бог, чтобы этот Дар человеку вернуть. Великий пост призывает нас с помощью ветхозаветных примеров признать своё личное грехопадение и начать через покаяние свой путь к Богу.

В первый день поста нам предлагаются три отрывка из разных мест Ветхого Завета. Это первые главы из Книг пророка Исаии, Бытия и Притчей Соломона. Прежде всего нужно сказать о том, что ветхозаветные книги полностью отразили в себе нравы, культуру и быт того времени, в которое они создавались. Этим объясняется специфичность образов, которые там присутствуют.

Первая паримия, с которой мы сталкиваемся в самом начале поста — это начальные двадцать стихов из книги пророка Исаии. Здесь он говорит о видении, «которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских» (Ис. 1:1). Духовное состояние народа в это историческое время было плачевным. Отступление от Бога повлекло за собой болезни, войны, плен, разрушение Иерусалима и самого Храма. Бог напоминает людям о том, что Он их воспитал и возвысил как сыновей, а они возмутились против Него.

Книга пророка Исаии, глава 1

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.

2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.

5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

Человек иногда падает даже ниже животных: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Он как бы говорит: «посмотрите, что вы сами с собой сделали!» «Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад… Вся голова в язвах, и все сердце исчахло… Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем… » (Ис. 1:4-5,7).

Такое состояние — прямая закономерность грехопадения. Господь даже отказывается от жертвоприношений. «Не носите больше даров тщетных… праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их… и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:13,15). Но далее Он показывает правильный выход из этого состояния: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… научитесь делать добро» (Ис. 1:16).

В конце Господь обещает блага тем, кто исправится и покается. Грех — это болезнь, главный симптом которой — помрачение духовных чувств человека. Избавиться от неё можно только признав тот факт, что ты болен. Далее должна последовать цепочка действий, которые помогут человеку исцелиться. Весь этот путь показывают нам ветхозаветные чтения. Эта паримия, как камертон, задаёт нам нужную ноту в начале поста.

Бытие, глава 1

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

С книгой Бытие мы будем встречаться почти до самого конца поста. А в первый его день мы слышим повествование о первых трёх днях сотворения мира. Очень знаменательно то, что в конце каждого дня там звучат слова: «И увидел Бог, что это хорошо». Бытие рассказывает нам, как прекрасен был первозданный мир и как затем человек разрушил эту гармонию своим непослушанием. Далее следует огромная история богоизбранного народа, из которой каждый наблюдательный человек может почерпнуть для себя очень много полезных уроков. Из таких уроков складывается то, что мы привыкли называть мудростью, поэтому наряду с этими книгами мы каждый день будем слышать отрывки из книги Премудрости Соломона.

Книга Премудрости Соломона, глава 1

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: „иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас“, — 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой.

Здесь излагается бесценный опыт одного из мудрейших людей мира. Церковь предлагает нам для внимания эту Книгу в надежде, что она поможет нам совершать меньше личных ошибок, «познать мудрость и наставление… усвоить правила благоразумия» (Притч. 1:2-3). Царь Соломон говорит о том, что «начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7), то есть боязнь обидеть Бога, благоговение.

И далее следует первое наставление: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови… Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:7, 10, 15, 19). Казалось бы, совершенно простые слова, но как часто люди поддаются на такие уловки! Поэтому нам необходимо не просто знать это теоретически, а проявлять постоянную бдительность. Особенно это касается наших чувств, мыслей и слов.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/den-1-mir-kotoryy-my-poteryali/