ДЕЛО МОЛОДОЕ. Игумен Киприан (Ященко)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Юность, как правило, мечтательна. Молодость, напротив, прагматична и нацелена на обустройство земной жизни. 

Посадить дерево, построить дом, родить ребенка

Бог благословил земную жизнь человека. Следовательно, должно быть время, преимущественно посвященное обустройству земной жизни, мирским заботам – устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Молодость – это время основного благоустроения земной жизни.

В следующий возрастной период – зрелости – после 30 лет, когда земная жизнь обустроена, все упомянутые проблемы в основном решены, у человека появляются духовные потребности. Но пока этого нет – человек как будто заряжен материальным – ему надо посадить дерево, построить дом, создать семью, родить ребенка. В этом земном поле, в этих проблемах он и вращается. Исключение составляют люди, выбравшие монашеский путь, – они уже живут для вечности, имеют другие приоритеты. Считается, что 25 лет – наиболее подходящий возраст для принятия решения о постриге, – такой общецерковный опыт есть и у нас, и в других церквях. До 25 лет подобные решения, как правило, не благословляются – у человека еще слишком много энергии, кровь играет, ему нужно решить все свои житейские проблемы, просто созреть.

Ведущая деятельность в молодости – профессиональная. Происходит выбор профессии, идет совершенствование. Человек уже может достигнуть достаточно высокого уровня мастерства и объективного признания.

Создать сепмью Посадить дерево Построить дом
Создать семью Посадить дерево Построить дом

Надо отметить, что люди, прошедшие в молодости через банковские, коммерческие структуры, часто носят в себе болезни и духовные и физические. Точно так же все бывшие великие спортсмены после своей карьеры изувечены, искалечены, у них множество травм – физических и психических, как у солдат после войны. Если человек был на войне, то четыре года он не должен был причащаться. Он прошел страшное испытание, искалечен, ему нужна реабилитация – четыре года.

И сегодня мы имеем дело с такой молодежью, которая играет в эти игры – спортивные, коммерческие. Люди живут сумасшедшей жизнью, по четыре часа спят, у них нет ни субботы, ни воскресенья, времени на восстановление. Эти системы пользуются энергетикой молодости.

Как бы то ни было, постепенно, вместе с мастерством появляется чувство профессиональной компетентности. Чрезвычайно важно для личностного развития в молодости, чтобы выбранная профессия соответствовала призванию. Да, бывают трагедии – попробовал одно, другое, третье – тридцати еще нет, а он уже пять мест сменил, причем в разных профессиональных сферах. Это своего рода профессиональный блуд, человек заблудился – что очень опасно в молодом возрасте.

Это в юности можно поблуждать, а в тридцать пора определиться и идти по определенным рельсам, не сворачивая. А если уж стукнулся лбом о стенку, попробовать переквалифицироваться.

Мечтать вредно

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению. В выборе профессии, в карьере вырабатывается индивидуальный жизненный стиль. Происходит выстраивание системы личных, нравственных, культурных и духовных ценностей, то есть формируется зрелая, полноценная личность. К концу периода молодости возникает устойчивое отношение к самому себе, к своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Молодой человек или девушка определяют для себя, на что способны, а что, вероятно, никогда не сумеют сделать.

Это фаза жизни, в которой человек – в зависимости от индивидуальных свойств личности – более всего является материалистом. Юность, мы говорили, мечтательна. А молодость – прагматична. Если молодой человек продолжает мечтать – а кем я буду? – и это занимает довольно много времени в его жизни, он серьезно к этому относится – то он пребывает не в молодости, а в юности. Психологически он еще не созрел.

Основными возрастными задачами молодости называют включения во все виды социальной и профессиональной жизни, освоение многообразия социальных межличностных ролей. Молодость проявляется во всех жизненных сферах. Очень скоро эти люди будут представлять народ. Если они станут болтать, спиваться, развратничать, не возникнет евангельского смысла в их жизни, то это будет потерянное поколение.

Для представителей этого поколения очень важен результат, позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Кто я в этом мире? Какова моя ниша? С одним из руководителей нашей страны мне приходилось несколько раз общаться, и самое поразительное, что он сам себя ощущает еще молодым человеком. Вообще молодость, как мы уже говорили, – это не возраст, это такой дух. Дух молодости, энергичности присущ и духовным старцам.

В молодости могут возникнуть и некоторые перекосы: гипертрофированное честолюбие, стремление к престижу, смещение акцента с содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Возрастная особенность – это такая зацикленность на результате – все сразу и сейчас. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Евангельская свобода в семье

Семейная линия наряду с профессиональной – главная, ведущая в становлении личности в этом возрасте. В идеале: человек – профессионал, у него есть семья.

Бог благословил земную жизнь человека
Бог благословил земную жизнь человека

Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач традиционного иерархического уклада домашней церкви. Формируется соборное мировоззренческое пространство, которое вместе с тем не должно разрушать индивидуальную сферу жизни человека. Задача каждой семьи – жить вместе и в то же время сохранять свободу личности супруга, супруги, не давить. Какая типичная ошибка мужей? Только молодых повенчали, а он заявляет супруге: «Ты кто такая? Я глава семьи, епископ малой церкви, давай слушайся!» Но таких послушниц, которые безропотно бы все выполняли, как в монастыре, сейчас днем с огнем не сыщешь. Их и в монастыре не найдешь. Нарушается свобода воли, и начинаются конфликты. Отношения надо выстраивать бережно, аккуратно, к семейной иерархии надо идти постепенно, без тяжелых волевых действий, полюбовно.

В церковном плане создание семьи является рождением новой духовной общины, которая учитывает свободное отречение от греха атеизма ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи – родительских и общественных – уводит человека от решения личных задач. Действительно, идет создание малой церкви как ячейки общества, некое обособление. Каждая семья, как говорят, несчастна по-своему, у каждой семейное общины свой неповторимый путь в Царство Небесное.

В физиологическом плане супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого. Для христианских браков определяющими являются слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). В этом плане у супругов могут быть разные совершенно потребности, и часто это является источником конфликтов, измен и разводов. Здесь, конечно, особая деликатность нужна – верующие, церковные люди должны жить по Евангелию, а не по своему удовольствию, не так, как хочется.

Энергию молодости – в мирное русло

Что касается духовного развития – в Церкви принято считать, что возраст 21 год означает уже некую ступень зрелости. До революции в этом возрасте молодых супругов могли венчать без благословения родителей. В этом возрасте возможно также рукоположение. Можно быть уже не просто служителем, а духовным служителем.

Пасторская работа с молодежью заключается в том, чтобы не ждать, когда они придут в храм, а идти навстречу, за ограду храма, предложить интересные программы и проекты. Можно использовать неутомимость молодых людей в реализации программ социального служения – посещении больниц, детских домов, домов престарелых.

Игумен Киприан на Святом острове Афон
Игумен Киприан на Святом острове Афон

Есть такая общественная организация «Отказники», которая работает с брошенными детьми. Началась она с того, что одна женщина лежала с ребенком в больнице и услышала, что в соседней палате все время плачет маленький мальчик. Оказалось, что младенец – ничей, он никому не нужен. Она его пожалела, потом в другом отделении нашла такую же девочку. Кроме больницы их поместить было некуда – потому что дети были больные. Она одному ребенку помогла, к другому малышу соседа своего привлекла, и возникло мощное общественное движение «Отказники», появился одноименный сайт (Отказники.ру).

За четыре года к ним пришло работать около 10 тысяч молодых ребят, все трудятся добровольно – от руководителя до программиста. Это огромная команда, которая работает круглосуточно по всей стране, в основном в движении молодежь. Я узнал это через свою прихожанку – молодую девушку, которая все время была занята, оказалось, что она входит в эту организацию.

С молодыми людьми необходимо вести систематическую духовно-просветительную работу, беседы о семье, целомудрии. Мне один молодой человек как-то рассказал: «На Преображенке выхожу, ко мне подходят люди, приглашают в храм: «Заходи к нам, у нас молодежный клуб, будет весело». Зашел – на гармошке играют, пляшут, поют. У них – посиделки в русских традициях молодежных сходок. Действительно, было весело, интересно!»

Для молодежи важно, чтобы все было «по-молодежному». Мы как-то были на Кипре, нас принимали банкиры, у них – дочка, молодая девушка. Она говорит: «Что мне с вами, стариками, за столом сидеть? Мне неинтересно. Если бы компания была молодежная, мы бы пообщались».

Поэтому молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и в основе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь важно, главное – чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любо¬честие, тронул их своей простотой».

Помните, я рассказывал о молодежном клубе «Самовар»? Молодые люди ставят самовар, заваривают чай, предварительно приглашают какого-нибудь интересного человека. И идет беседа, неспешный разговор может затягиваться до полуночи. Создана благоприятная среда, куда попадает молодежь, оторванная от родителей, порой побывавшая в криминале, под наркотиками. Эти люди приходят, и у них возникает некая связь с храмом.

Найти общий язык

В 2010 г. в свет вышел фильм «Настоятель» режиссера Армена Назикяна. Я познакомился с исполнителем главной роли Егором Пазенко, мы с ним даже подружились. (Фильм «Настоятель» рассказывает о зверском убийстве священника – отца Михаила из некоего провинциального городка. На его место назначают другого батюшку – отца Андрея, при этом оказывается, что в недавнем прошлом он – криминальный авторитет Петербурга. Трагические события жизни, помощь убитого отца Михаила направляют его на путь к Богу. Теперь же отцу Андрею предстоит противостоять богатому бизнесмену и наркоторговцу Агафонову, который держит в страхе весь город. – Ред.) Так вот Егор рассказал, что ему пишут письма бандиты, которые посмотрели этот фильм, и что-то у них в сердце екнуло, перевернулось, и они оставили свою страшную преступную жизнь.

С молодежью надо говорить на том языке, который она воспринимает.

Помню, мы были на Кипре в одном очень строгом, древнем монастыре Махерас, где когда-то явилась Матерь Божия. В этой обители я познакомился с отшельниками, которые живут довольно аскетично. Игумен у них епископ – молодой, энергичный. Мы с ним оказались коллегами, он когда-то был педагогом, как и я, окончил пединститут, пять лет преподавал в школе, потом ушел в монастырь. И он тоже увидел, что разные поколения говорят на разных языках и что мы с детьми, с молодежью пытаемся беседовать на языке церковном.

Насельники монастыря – человек 30 – пишут, рисуют для детей разного возраста комиксы. В этом жанре рассказывают, что такое монашество, обитель, духовная жизнь, молитва. В одной из книжек, например, представлена простенькая история: в монастырь приехали папа и мама с дочкой и сыночком, увидели дедушку – монаха – и обратились к нему: «Что ты здесь делаешь?» – «Я здесь молюсь. Пойдемте, я вам покажу все».

А наместник этого монастыря – митрополит Лимассольский Афанасий. И все эти комиксы, рисунки делаются по благословению митрополита. Это пример миссионерского движения, учитывающий возрастные особенности.

Как апостол Павел – для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.