Дело Христово подвергается испытанию в этом мире. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие субботы по Рождестве Христовом (Мф, 46 зач., 12, 15—21)
И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.
 
«И последовало за Иисусом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Время для главного сражения Господа еще не пришло. И Ему надо соблюдать святую осторожность. Он должен много потрудиться прежде принятия Своей Крестной смерти. Он знал, сколько лжемессий появилось в мире. Он знал, как легко может воспламениться народ. Если весть о том, что явился некто с чудодейственными силами, распространится повсюду, не избежать политического мятежа, и будет бессмысленно погублено много человеческих жизней. Ему надлежит научить людей, что Мессия должен придти не с сокрушительной мощью, а с жертвенным служением, не со скипетром власти, а с Крестом.
 
Ныне — исполнение Писаний, пророчества Исаии, свидетельствующего, как смиренен и кроток наш Господь, и какой победы будет исполнено Его служение. И мы слышим глас Отца Небесного: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя». Ради нашего спасения Господь принял зрак раба. «Среди вас Я Слуга», — говорит Он Своим ученикам, и Он пришел послужить многим.
 
Он — Избранник Отчий. Никто, кроме Него, не мог бы совершить дело Искупителя и принять венец Божественной славы. Иисус Христос — Возлюбленный Сын Божий, в Котором — Отчее благоволение. И оно во всех, кто в Иисусе Христе. Все упование отпавшего от Бога человека может быть только в Отчем благоволении, во Христе. Все великие Божии обетования связаны с Его служением: «Положу дух Мой на Него», Дух премудрости и разума (Ис. 11, 2—3). Он принял Духа не мерою (Ин. 3, 34). И все, кому дается Христово служение, получают через Христа дар Духа Святого. Все, кому Бог сообщает Свою любовь, сподобляются Его подобия.
 
Дело Христово будет победоносным. Все, кого посылает Бог, явятся вестниками и совершителями Божией победы. Он «возвестит народам суд». Этот суд означает правду. Он покажет, как надо жить, чтобы воздавать должное Богу и людям, — любовь. «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его». Христос и Его Царство «не придет приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лк, 17, 20—21). «В мире был, и мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Он говорил кротким гласом, который был слышен всем, кто хотел услышать. Он сошел на землю тихо как роса. Он побеждал любовью, а не силой.
 
«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Он будет долготерпелив и многомилостив ко всем ученикам Своим. Тростник можно переломить, и он уже никогда не встанет прямо. Фитиль может еле гореть, и не столько светить, сколько дымиться. Разум и дух человека может быть колеблющимся и слабым. Жизнь наша может быть не горением, а коптением. Но Христос пришел не для того, чтобы сокрушить, а поддержать — возрастить самый слабый тростник крепким как кедр ливанский, не задуть свечу нашей жизни, а возжечь ее неугасающим пламенем.
 
День малых начинаний может стать драгоценнейшим днем. Крестным путем смирения и кротости будет идти Господь, «доколе не доставит суду победы». Благовестие Христово победит в сердцах человеческих и в истории. Яко исчезает дым, да исчезнут все противящиеся Его благодати.
 
«И на имя Его будут уповать народы». Цель благовестия — привести не один народ, а всех людей к вере во имя Господа Иисуса Христа, Спасителя мира. Во Христе Иисусе Бог приходит к каждому человеку, предлагая дар Своей Крестной Пасхальной любви.