Деколонизация как дехристианизация. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Мексике новоизбранный президент страны Клаудиа Шейнбаум ознаменовала свою инаугурацию пышным языческим обрядом на площади Конституции в Мехико.

Группа индианок-жриц провела над Шейнбаум ритуал очищения с использованием благовоний, растений, фруктов и цветов. Церемония завершилась вручением президентского жезла и обращением к древним духам. «Мы призываем науалес, божеств и других божественных существ, которые населяют это место. Мы просим жизни, просветления и мудрости для конституционного президента, доктора Клаудии Шейнбаум Пардо. Мы вверяем ее нашим предкам. Мы просим тебя, отец Солнце, поселиться в ее сердце, так же как ты поселился в сердцах девушек и женщин Мексики», – сказала одна из индианок. На официальном сайте правительства Мексики поясняется, что науалес – «мифические сверхъестественные существа, духи, которые обладают способностью превращаться в животных». «Они служат защитниками и духовными наставниками, которые сопровождают человека от рождения до смерти».

Языческое действо вызвало ожидаемое неодобрение со стороны католических священников Мексики — что, в общем-то понятно. Традиционно в христианских странах, вступление человека в высокую должность сопровождалось молитвой к Богу о даровании мудрости, помощи и благословения. Насколько благочестив был сам соискатель — отдельный вопрос. Но считалось важным проявить уважение к преобладающей религии страны.

Превращение неоязычества в официальную религию, обряды которой сопровождают ни много ни мало, как вступление президента в должность, представляет собой явление, которое нуждается в рассмотрении.

И первая причина такого возрождения язычества — идеология деколонизации. Считается, что история европейской, христианской цивилизации — это история бесконечного насилия по отношению ко всем остальным. Европейцы со своими «ружьями, микробами и сталью» явились на земли других народов, которые до того вели идиллическую жизнь в гармонии с природой, заразили их своими болезнями, расстреляли из своих мушкетов, и принудили работать в своих рудниках. Они объявили культуры этих народов гнусным дикарством, их духовные традиции — бесовскими суевериями, и навязали им христианскую веру, воздвигнув свои соборы из камней от разрушенных древних святилищ.

Белые «поселенцы» (термин, важный для всей деколонизаторской идеологии) преступно захватили чужие земле, изгнав или истребив тех, кому они принадлежали по праву.

Деколонизация предполагает, что пострадавшие народы должны пробудиться к пониманию того, что существующее положение дел — результат насилия и несправедливости, осознать свою исконную идентичность, избавиться от навязанной им культуры завоевателей, и осознать ценность своих исконных традиций.

В 2019 году президент Мексики Лопес Обрадор (тоже неоязычник) потребовал извинений от Испании за жестокость в отношении коренных народов во время завоевания Мексики в XVI веке. Испания отказалась, заявив, что современные государства не могут быть ответственны за то, что было в прошлом.

Клаудия Шейнбаум из-за этого отказалась приглашать на свою инаугурацию короля Испании Филиппа VI.
Конечно, эта политика выглядит странной на многих уровнях.

Бросается в глаза, что люди, которые ее продвигают — очень часто вовсе не представители коренных народов, а присягнувшие неоязычеству потомки самих «белых колонизаторов».

Сама Клаудия Шейнбаум является характерным примером. Родители ее отца эмигрировали в Мексику из Литвы, матери — из Болгарии. Она даже не метис — среди ее предков вообще нет никаких индейцев.

Ее родители оказались в Мексике исключительно потому, что эти земли был в свое время завоеваны испанцами, и были одними из множества европейских «поселенцев», которые осели на землях, злодейски отнятых у коренных жителей.

Конечно, с точки зрения здравого смысла, пытаться предъявлять претензии по поводу событий XVI века — полный бред. Мексика, как и любая страна мира — результат долгой и трагической истории, смешения рас и культур, и пытаться отмотать пленку на пятьсот лет назад невозможно — а первая честная попытка сделать это потребовала бы от Клаудии Шейнбаум удалиться обратно в Европу.

Идентичность Мексики как страны сформировалась в очень большой степени под влиянием христианства — и самый известный в мире образ, связанный с Мексикой, это образ Матери Божией Гваделупской, окруженный благоговейным почитанием благочестивых мексиканцев.

Мексика, как и Россия — страна христианских новомучеников, и в ХХ веке многие мексиканцы приняли смерть от безбожных властей за свою веру примерно тогда же, когда и в России.

Предполагаемая «доиспанская» идентичность Мексики может быть только отрицанием ее реальной идентичности — и при этом неизбежно выдуманной.

В частности, потому что реальные доиспанские ацтеки — это жестко классовое и патриархальное общество, ведшее постоянные войны в целях захвата пленников, которые приносились в жертву кровожадным языческим божествам.
Относительная легкость испанского завоевания, когда кучка авантюристов сокрушила огромную империю, была связана с тем, что многие индейские племена были счастливы избавиться от власти ацтеков и поддержали пришельцев.

Идеализированный образ доколумбовых обществ, «живших в гармонии с природой» это, увы, чистая фантазия.

Испанские конкистадоры были жестокими — особенно учитывая то, что многие из них были разбойниками, бежавшими в родной стране буквально из-под виселицы — но то, что они разрушили, совершенно не было раем.

Но испанцев отличало то, что совершенно не было характерно для язычников — наличие нравственной рефлексии. Мы знаем о безобразиях конкистадоров из «Сообщения о делах в Юкатане» епископа Бартоломео Лас Касаса, который писал к королю, требуя эти безобразия пресечь.

Церковь настаивала на том, что индейцы — это люди, созданные по образу Божию, и за ними следует признавать человеческие права. Хорошо известны случаи, когда индейцы судились с испанцами в судах колониальной испанской администрации — и выигрывали процессы.

Сам нравственный пафос деколонизации опирается на ряд убеждений, которые в современной культуре воспринимаются как само собой разумеющиеся. Завоевательные войны это плохо, надо уважать чужую личную свободу и духовные поиски, людей нельзя порабощать, преследовать или принудительно обращать в чужую веру.
Все эти ценности бесконечно далеки от мира доколумбовых ацтеков, где почитаемым героем был отважный воин, захватывавший пленников для принесения в жертву божествам.

Причем к моменту появления испанцев счет на жертвы, приносимые по торжественным случаям, шел на тысячи.

Как, например, можно прочитать о деяниях одного императора ацтеков, «Ауисотль инициировал второе расширение Великого храма Теночтитлана, открытие которого состоялось в 1487 году. На церемонию инаугурации мешика пригласили правителей всех подвластных им городов в качестве зрителей в их церемонии, на которой в жертву было принесено беспрецедентное количество военнопленных. Некоторые источники приводят цифру в 80 400 заключенных, принесенных в жертву в течение четырёх дней. Вероятно, фактическая цифра жертв была намного меньше, но все же насчитывала несколько тысяч человек... После восстания в городах Алауицтлан и Оцтотикпак, Ауисотль приказал казнить всё местное население и заселить регион выходцами из долины Мехико»

Конечно, испанцев можно во многом обличить — но сделать это можно только с христианских позиций.

«Деколонизация» это, как правило, это та же дехристианизация, которую мы видим со времен Французской Революции, но под другим предлогом. Парадокс ситуации в том, что весь ее пафос может существовать только за счет христианского взгляда на человека.

Конечно, Мексика это очень далеко от России — географически, этнически и культурно. Но, увы, идеологические поветрия не признают границ. В Сети уже можно почитать про то, что Россия — это колониальная империя, и «порабощенным народам», как реально существующим, так и новоизобретенным, следует осознать этот факт и развернуть борьбу за «свободу».

И нам с самого начала стоит осознать всю эту риторику как абсурдную и разрушительную.

https://radonezh.ru/2024/10/24/dekolonizaciya-kak-dehristianizaciya