Действительно ли на Украине нет захватов храмов?
Публицист Дмитрий Скворцов о нападениях на церкви УПЦ МП в Черновицкой области …
Действительно ли на Украине нет захватов храмов, а Православная Церковь Московского Патриархата не испытывает давления, как утверждают чиновники? Об этом в авторской колонке для «Навигатора» рассуждает киевский обозреватель Дмитрий Скворцов. Текст комментария публикуем ниже.
…Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Онуфрий дал интервью журналу Московской Патриархии «Церковный вестник», которое «отчего-то не заметили» украинские СМИ. Причина «упущения» понятна – на фоне русофобской истерии, связанной с плодами деяний «вежливых людей» в Тавриде, руководитель самого крупного в государстве общественного института не побоялся сказать, что украинцы с этими самыми «вежливыми людьми» – не просто единоверцы, а единый народ.
Отреагировали на интервью государственные органы – на ту его часть, где говорилось об угрозах захватов православных храмов и монастырей, упоминалось о нападениях на церкви УПЦ МП в Черновицкой области.
Новоназначенный майданной властью глава Департамента по делам религий заявил, что «в Украине во время событий Евромайдана и после него не было ни единого захвата храмов». Пояснялись сии «тишь да благодать» отчего-то тем, что якобы «в нашем государстве, согласно законодательству, сами граждане определяют, к какой Церкви им принадлежать». Но ведь, владыка Онуфрий (а на основании его свидетельств и Синод Русской Православной Церкви), не ставя под сомнение справедливость украинского законодательства, акцентировали как раз на его нарушении. Выражаясь языком департамента – на том, что «одни граждане определяют, к какой Церкви другим гражданам принадлежать.
«Навигатор» решил разобраться в ситуации на примере вышеупомянутой Черновицкой епархии. И вот что согласились рассказать на диктофон церковнослужители и верующие при условии не упоминания их имен (священникам и без того грозят расправами за поминание Московского Патриарха, а прихожане, направляясь на службу, каждый раз выслушивают предупреждения невесть откуда взявшихся «ветеранов Майдана» о том, что «для вас тут последние дни тут наступают: вот-вот наступит долгожданная свобода от вездесущего Путина, и мы выкинем вас на улицу»).
Скажем сразу – захват был.
В селе Ошихлебы Кицманского района более 15 лет назад община возвела каменный храм. И все эти годы – сторонники непризнанного мировым Православием т.н. «Киевского патриархата» («КП») судятся за строение под тем предлогом, что, дескать, «мы на храм тоже давали». При этом «филаретовцев» в селе не более четверти по отношению к православным (что отражает пропорцию по Буковине в целом), но в тот год, когда селяне собирали деньги на строительство, не велся учет, кто и сколько сдавал. Не по-христиански это всегда считалось.
Все суды православные выиграли. Но агрессивные, ощущающие поддержку власти «капэшники» с началом «Еврореволюции» просто физически не допускали православных в новый храм. С победой же Майдана они взломали двери и ворвались внутрь. Однако к своему разочарованию обнаружили, что здание внутри даже не поштукатурено. Можно только представить, как часто эти «глубоко верующие» посещают храм, что даже не ведали о «богатстве» его «внутреннего убранства». На следующий день они отдали «москалям» ключи, но с недоброй такой ухмылкой: «вы заканчивайте пока ремонт, а потом мы вернемся к вопросу о патриархатах».
О том, как этот вопрос будет решен, можно судить по прецеденту, случившемуся в селе Рохманов Тернопольской области сразу же после победы первого Майдана – «оранжевого».
Там даже обошлись без аргументации «мы тоже на храм сдавали» (построен-то он был Русской Церковью еще в XVIII в.). Просто с победой «национальной революции» национально свидомые «верующие» учредили общину «истинно национальной Церкви». И «истинно национальный» губернатор (соратник обоих на сегодня главных претендентов на пост президента Украины – Порошенко и Тимошенко) Иван Стойко распорядился ввести поочередное пользование рохмановским храмом для обеих общин – существующей более двух сотен лет и зарегистрированной менее двух месяцев на момент «соломонова решения» революционной власти.
Только кроме «революционной целесообразности» есть еще Высшая справедливость и чувства верующих. И, руководствуясь ими, они не могут отдать святыню «в пользование» тем, кого считают богохульниками. Да и чисто с практической точки зрения расписание поочередных служб просто невыполнимо, поскольку после осквернения престола каждый раз требуется служба переосвящения, что неминуемо отразится в срыве графика с неминуемыми конфликтами.
Распоряжениям властей православные в Рохманове предпочли Закон Божий и были во главе со священником жестоко избиты. Некоторые из защитников церкви при этом получили от новой власти сроки за хулиганство. А настоятель храма о. Олег Сирко заработал инсульт. Ваш покорный слуга вместе со съемочной группой телеканала «Киевская Русь» успел побывать в заложниках у местных неонацистов. Освобождены мы были только после вмешательства СБУ, когда стало известно, что кассета с записью нападения не при нас, а уже направляется в Киев.
Всю «оранжевую пятилетку» в стужу и зной постоял о. Олег с православной общиной с. Рохманов палаточным лагерем под Верховной Радой, так и не добивших справедливости.
Но вернемся на Буковину. Второй случай, который имел в виду в своем интервью митрополит Онуфрий, произошел в с. Погореловка Заставновского района. Тут сторонники «Киевского патриархата» придумали нечто вроде модного в постмайданной Украине «люстрационного комитета», который «определил», что «москальский поп разворовал деньги на ремонт храма». Это притом, что ремонт налицо, а самим прихожанам храма подобные подозрения даже и в голову не приходили. Следует заметить, настоятель храма по происхождению галичанин, а буковинцы, мягко говоря, с предубеждением относятся к выходцам с Прикарпатья. Но, во-первых, к православным, помнящим о том, что в христианстве нет ни эллина ни иудея, ни галилеянина ни галичанина, это относится в последнюю очередь, а во вторых батюшка оказался из ревностных (ему пятый десяток, следовательно, уже в начале своего пастырского пути – когда 25-30 лет назад на Галичине массово захватывались православные храмы и до смерти избивались священники – он остался верен своему выбору).
Стойкость настоятеля вдохновила паству. И когда – с победой того же Евромайдана – «филаретовские» сепаратисты объявили, что идут на захват храма, православные мобилизовались и все встали на защиту святыни. Именно сепаратистами – также по новомодному – называют местные православные сторонников отлученного от Церкви «патриарха Филарета». Во-первых, потому что те – раскольники. А, во-вторых, потому что, пытаясь установить на Буковине галичанские порядки, превращают её в духовную колонию чуждого национально-культурного феномена.
Но в данном инциденте майданному меньшинству ничего не оставалось, как потявкать из-за церковной ограды на находящихся внутри.
Сегодня «капэшники», впрочем, и между собой грызутся. В 1991-м году сюда был назначен «епископ» из Галичины, который теперь именуется «митрополитом Данылом». Но поскольку пока что, даже «национально свидомые» буковинцы как мы отметили, считают галичан пусть правильными, но чужаками, усилиями бывшего губернатора Филипчука в самой малочисленной области была создана вторая «Черновицкая епархия Киевского Патриархата» – уже не с галичанином во главе. И сразу же между ними началась продолжающаяся и поныне война за приходы. И это пока спасает православных.
Однако как только «революционная власть» твердой олигархической рукой наведет порядок со склочниками, вне всякого сомнения, возьмется за «сепаратистов» из Московского Патриархата. В близлежащей Одесской области, где нет проблем с внутренними разборками, уже взялась.
Как сообщил «Навигатору» секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, решением одного из киевских (!) судов по ходатайству следователя Главуправления СБУ в доме протоиерея Олега Мокряка был проведен обыск. Отец Олег обвиняется в «действиях, направленных против национальной безопасности Украины». Операция осуществлялась под руководством киевским следователем, которого сопровождали шесть (!) автоматчиков (!!) спецназа СБУ «Альфа» (!!!). Понятых при этом дознаватель также привез с собой.
Обыск, разумеется, не выявил чего-либо угрожающего безопасности государства в доме главы епархиального отдела по религиозному образованию, миссионерству и катехизации, заслуженного священнослужителя, отца троих детей. Так что в вину ему вменяется пока лишь «общение с участниками одесского Антимайдана».
Впрочем, для нынешней Украины это, похоже, далеко не «лишь».
http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/09/dejstvitelno_li_na_ukraine_net_zahvatov_hramov/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии