Дары Святого Духа (Часть 1)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Дары Святого Духа по Исидору Пелусиоту и Кириллу Александрийскому.

Краткое изложение

Часто в трудах Исидора Пелусиота и Кирилла Александрийского говорится о щедром одаривании людей благодатью Святого Духа. Святой Исидор отмечает, что дары, который Святой Дух посылает людям, необходимы для «подготовки разума принимающих их». Кирилл пишет, что Святой Дух, как Бог, распределяет различные духовные дары между достойными верующими «по мере каждого», «беспристрастно» и «не разделяя своей сущности». Святые Исидор и Кирилл говорят о разделении людей на душевных, плотских и духовных в соответствие с тем, насколько восприимчивыми они являются к откровениям Святого Духа. Здесь обнаруживается сильное влияние богословия апостола Павла, которому подверглись оба святых отца в V веке в Александрии и в близлежащих областях. Стоит упомянуть и учение Григория Богослова, оказавшее влияние на Исидора и Кирилла в отношении такой классификации. Различие состоит в том, что несмотря на то, что оба автора говорят о ниспослании людям даров от Третьего Лица Святой Троицы, Исидор использует это для поучения своих читателей, в то время как Кирилл подчеркивает святость Духа и его деяния в мире.

ip

Преподобный Исидор Пелусиот

Пролог

В своих творениях святые Исидор и Кирилл часто говорят о дарах, которые Святой Дух ниспосылает людям. Они подчеркивают, что каждый человек употребляет в пользу эти дары и принимает их в соответствии с его личным участием в христианской борьбе. Люди, в соответствии с характером и результатами своей борьбы и стремлениями, делятся на плотских, душевных и духовных. Отцы, следуя учению апостола Павла, принимают это разделение людей и одновременно углубляются в исследование этих понятий, анализируя причины того, почему одни люди являются восприимчивыми к дарам Святого Духа, а другие не допускают к себе Его благодать.

Конечно, это распределение людей по трем категориям святые осуществляют, руководствуясь отношением людей к таинствам Церкви и принципом их согласия или несогласия (равно как и степени этого согласия или несогласия) и применения христианского учения в своей жизни. Однако отцы не забывают и двучастность человека – тело и душу – и призывают нас бережно оберегать от греха как душу, так и тело.

1. Святой Исидор Пелусиот. Люди плоти, души и духа.

Согласно учению святых отцов, Святой Дух исходит от Отца, нисходит к человеку и изменяет его природу «по образу и подобию».

Святой Исидор, говоря о дарах и силе, которые исходят от Святого Духа к человеку, пишет, что Святой Дух каждому человеку посылает подходящий ему дар «для подготовки разума принимающего его». Автор подчеркивает, что люди душевные не могут стать обладателями этих даров. Термин «душевные» обозначает людей, не имеющих духа, живущих, опираясь в большей степени на свои мысли, размышления и рассуждения, пытаясь таким образом найти справедливость и выгоду. Такие люди живут вдали от Бога, не имеют возможности насладиться духовной жизнью, которая ведется согласно заповедям Божиим, и получить венец благодати Троичного Бога. Все святое они считают безумием, отрицают существование Царствия Божьего и в результате не могут удостоиться его любви. Они не способны понять всего того, что таит в себе Высшая Сущность. Поэтому они ее либо не замечают, либо извращают ее понимание, либо пренебрегают ей.

В отличие от них, люди духа, как пишет апостол Павел, чтят Святой Дух и становятся восприемниками его Божественных сил. Дух окутывает их душу, вследствие чего они исполнены чувства полноты и смирения и становятся причастниками Его святых и вечных даров. Эти люди живут в духовной атмосфере, которая является плодом их причастия Духу, куда нелегко проникнуть вирусу греха. Их душа становится неиссякаемым источником Божественной благодати. Они укрепляют свою веру в Бога и пытаются по мере возможностей делать так, чтобы их помышления и поступки соответствовали слову правды, Божественному закону. Жизнь этих людей становится блаженной, ибо все их бытие управляется присутствием Святого Духа, иначе они уподобятся мертвым, как это бывает, когда душа покидает тело.

Духовным людям удается научиться видеть в своих мыслях проявление Божественной силы и ее откровений человеку как существу разумному. Так им удается удостоиться будущего спасения и обожения, которое начинается уже в земной жизни через причастие Святому Духу. Третье Лицо Святой Троицы живет в этих людях посредством своих естественных сил, то есть как благодать. Святой Дух ведет и сопровождает людей на пути к рождению крепкой связи с Троичным Богом, помогает людям сделаться сынами Божиими. Им удается не только обожиться; они принимают Божию благодать, «просвещающую несведующих».

И наконец, святой Исидор пишет о людях плотских, которых Священное Писание характеризует как «скатившихся к делам плотским». Окруженные плотскими страстями, эти люди не получают Божественной и духовной благодати и поэтому не могут просветиться нематериальным светом, как люди духовные.

Верующие, которые ведут духовную борьбу и которым удается подчинить свои помышления законам Святого Духа и обуздать свою плоть, вознаграждаются венцом Царствия Божьего. Угнетая плоть, они имеют высшей целью стать вместилищем благодати Святого Духа. В их духовной борьбе им необходимы просвещенные духовные наставники, иначе они могут впасть в заблуждения. Только так они сумеют принять вечную истину, которую Создатель даровал своим разумным творениям. Святой Исидор подчеркивает, что в былые времена «церковные учителя для лучшего жительства блистали Святым Духом» и могли различать тех, кто впадали в серьезные грехи, и тех, кто по-настоящему раскаялся и поменял свой образ жизни.

2. Благодать Святого Духа, дары людям.

Учителя Божественной истины наполнены благодатью, ниспосланной им Святой Троицей. Они проповедуют во имя Бога и воплотившегося Божественного Слова и не лгут, так как свет Духа, наполняющий их, является несомненным свидетелем их учения, как пишет апостол Павел. Они имеют возможность видеть глазами души, какая духовная болезнь является помехой спасению каждого человека, и осуществляют соответствующее «лечение» для его духовного возрождения.

Как подчеркивает святой отец: «Кто, не просвещая душу Святым Духом, может видеть и помогать?». Следовательно, присутствие Святого Духа руководит нашим разумом и делает нас способными принять вещи, касающиеся Бога, которые «ум человеческий постигнуть не может». Наша душа освобождается от злобного дьявола и твердым шагом идет к спасительной Божественной истине. Мы научаемся этой истине, принимаем духовный закон и исповедуем его в необходимый момент, как апостол Петр. Он открыл истину, что Христос является Сыном истинного Бога. Когда Христос спрашивал его об этом, Петр обнаруживал «врожденное знание истины».

Разделение людей на душевных, телесных и духовных имеет большое значение для святого. Люди, относящиеся к двум первым категориям, не желают считать свое имущество ниспосланным от Святого Духа, что делает их недостойными Его даров. Вследствие этого Святой Дух отдаляется от них, что ведет этих людей к духовной смерти. Духовные люди, напротив, открывают свое сердце и должным образом подготавливают поле своего ума для взращивания духовных семян, которые вскоре принесут прекрасные плоды. И, как следствие, становится очевидно, что Божественная благодать награждает каждого человека по его стремлениям. На основании критерия стремлений, отличающихся от человека к человеку, Святой Дух выбирает «тех, которых он посетит и в которых останется».

Святой Исидор строго судит тех, кто отрицает Божественное происхождение и достоверность догматов, носителем которых является Христос. Он открывает их с помощью Святого Духа. Так обнаруживается единосущность вочеловечившегося Слова – «родственного Духу», как подчеркивает автор, – и Святого Духа. Кроме того, он считает, что все откровения Духа с трудом могут стать достоянием человеческого разума, если только Дух, «превосходящий разум человеческий», его не просветит.

Святой Исидор Пелусиот аллегорически пишет о резких поношениях Иисуса в адрес торговцев храма Соломона. Господь разгневался, увидев, что они продают голубей, символизирующих Святой Дух и Его благодать, так как «в образе голубя явился Святой Дух и кощунствующих посрамил». Святой делает акцент на том, что все свои чудеса Христос творил при содействии Святого Духа, «сокрушая страсти и изгоняя демонов силою святости». Но ослепленные своим заблуждением люди отказывались принять «Божественные знаки», приписывая их демону, а не Богу. Как следствие, они непростительно хулили трисолнечную Святость и, в частности, Святой Дух – «эта хула против Божественной сущности непростительна». Святой Исидор исследует приведенный выше отрывок из евангелиста Матфея так, чтобы читатели посланий могли понять, почему хула против Христа прощается, а хула против Святого Духа остается непрощенной, несмотря на то, что они составляют единую сущность:

«Если некто оклеветает Сына человеческого, он не будет судим, сказал Господь, ибо в ничтожестве плоти не может человек помутившимися очами разума, увидеть кроющуюся святость непостижимого, невидимого и невыразимо единого Бога. Хула же против Духа остается непростительной, так как деяния Его очевидны и неблагодарные и хулящие караются».

Но какой поступок считается хулой на Святого Духа? В творениях святых отцов хулой на Святого Духа, которая никогда не будет прощена, является нераскаянность, отсутствие покаяния и отказ человека принять плоды таинства покаяния. Здесь мы должны обратить внимание на то, что хула на Святого Духа это хула не просто по отношению к некой неопределенной силе, но к Лицу Святой Троицы, Утешителю, ибо он и есть тот, кто карает неблагодарных. К тому же, хулой является и неприятие различных действий Святого Духа, которые открываются всем людям независимо от эпохи.

Дух освящает священнослужителей во время хиротонии, осуществляет таинства и претворяет вино и хлеб в Кровь и Тело Христово. Действие Духа внутри церкви сравнивается с огнем, сжигающим материю. Кроме того, все церковные таинства, благодатью Святого Духа, представляют собой развитие, исследование и объяснение жизненных деяний Христа. «Принимающие участие в таинствах принимают не “символы”, а саму благодать и дары Святого Духа. Святой Дух созидает целостность и общность верующих как Тела Христова». Таким образом, пневматология по своему значению сопоставима с христологией и экклесиологией.

Дух Божий неподкупен, он не посылает свою благодать недостойным, «желающим за деньги приобрести Дух Божий», как это случилось с еретиком Симоном Волхвом, который, предлагая апостолу Петру деньги, хотел научиться совершать чудеса, «купив» благодать Святого Духа. Если некто, принимая дары Святого Духа, окажется  недостойным их, то дары эти находятся в бездействии, и, в конце концов, Святой Дух его покидает. Ученики Христа, напротив, являясь носителями Святого Духа, не просто направлялись Им к познанию всякой истины, но и делились этой благодатью с миром и, в частности, с верующими. Это отнюдь не означает, что Святой Дух замещает их волю и затмевает их личность.

Апостолы – ученики Господа, исполненные Божественным Духом, превосходили человеческие законы и в результате «явились товарищами и сотрапезниками Владыки всех, удостоились святых бесед, необыкновенного просвещения, приятия и дружбы». Это превосходство над земными законами и их внутреннее обновление в жизнь во Христе наделило их силой творить чудеса: «воскрешать мертвых, укреплять расслабленных, исцелять больных, изгонять бесов, прорицать будущее». Все эти чудеса являются признаками «присутствия Святого Духа», которое очевидно в людях, живущих во Христе.

Святой Дух освобождает человека от грехов и ведет его к спасению. Он укрепляет человека в сражении с грехами и помогает ему выйти победителем из своей битвы со страстями. Святой Исидор сравнивает защиту, предоставляемую Третьим Лицом Святой Троицы живущему во Христе человеку с «доспехами». Человек не нуждается в кровавых жертвоприношениях, чтобы освободиться от оков бесов. Ему необходима лишь сила Святого Духа, продолжающая деяния вочеловечившегося Слова и ниспосылаемая человеку во время крещения. Сам Богочеловек Иисус Христос говорил о том, что крещение, во время которого крещающийся человек возрождается с помощью воды и Духа, является началом пути, ведущим в Царствие Небесное.

В день Пятидесятницы Святой Дух просветил учеников Господа, помогая им понять все то, чему их научил Христос, чтобы затем они проповедовали это учение по всей Экумене. Они стали яркими маяками, которые светом спасительного слова изгоняют тьму дьявольского обмана, «…несведующие и неграмотные, они наполнились Божественной премудростью и превзошли риторов и людей, искусных в спорах». В этот день нисходит благодать Святого Духа, приносящая Царствие Божие в сердца людей всех наций. Святой Дух, пишет александрийский старец, «в виде огня был дан апостолам».

Дух дает человеку возможность посредством крещения освободиться от своей прошлой сущности, умерщвленной грехом, и облечься в новую. Эта новая сущность будет пребывать в бдении и борьбе с грехом, «пробужденная крылом Духа». Сравнение действия Духа с крылом показывает, что духовное возрождение человека дает ему почувствовать себя свободным и освобожденным от непосильной тяжести Закона Ветхого Завета. Конечно, это не значит, что борьба человека проста. Она сложна и сравнима с кажущейся легкостью в движениях атлетов. Христиане сражаются не только с греховными поступками, но и с греховными мыслями, отравляющими человеческий разум. Борьба утомительна, но награда превосходит Ветхий Завет – «уготовано небо со всеми его благами».

Святой Исидор Пелусиот повествует о силе Святого Духа, говоря, прежде всего, о роли, которую Он сыграл в непорочном зачатии. Святой отец подчеркивает роль Святого Духа в таинствах Церкви Христовой и его главенствующую роль в день Пятидесятницы. Соборность Церкви, открывающаяся в праздник Пятидесятницы, является плодом действия Святого Духа. Сотворение мира было осуществлено Отцом посредством Сына в Духе Святом. Обновление человека – дело рук всех трех лиц Святой Троицы. Святой Дух завершил сотворение мира. Его обновление также происходит в Церкви посредством постоянного присутствия Святого Духа.

И, подводя итоги, святой подчеркивает, что «воздействие Духа на учеников, имеющее вид свидетельства, наставления, напоминания и откровения, одновременно становится и заступничеством за Христа и Его учеников перед миром. Ведь последний порой выказывает враждебность по отношению к открытию Божественной истины и отказывается принять Божественный свет и, как следствие, спасение во Христе». Авторы Священного Писания, напротив, сделались вместилищем Святого Духа, за что были просвещены Его благодатью и смогли написать эти духовные тексты. Кроме того, все те, кто называются христианами, приняли Святой Дух во время крещения, но одни из них отгоняют Его своими нечестивыми поступками, другие же, посредством своей благочестивой жизни, дают Ему возможность принести плоды.

60747.b

Автор:  Ирини Артеми

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2015/06/дары-святого-духа-часть-1/