Даниил Московский: великий князь и святой покровитель столицы. Священник Николай Солодов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святой князь Даниил Московский
17 марта Русская Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Даниила Московского. Основанный им Данилов монастырь в советское время был закрыт последним, а открыт первым — в 80-е годы. Сегодня здесь находится резиденция Святейшего Патриарха и «министерство иностранных дел» Церкви — Отдел внешних церковных связей. История обители была долгой, но связь с небесным покровителем и основателем ее ощущалась всегда. Можно сказать, что в жизни Данилова монастыря проявилось то, что не донесли до нас жизнеописатели князя Даниила.

О жизни московского князя Даниила Александровича известно крайне мало. Четвертый сын Александра Невского. Родился в 1261 году. В два года от роду получил в наследство Московское княжество.

Первые сведения о Данииле как о самостоятельном государе относятся только к 1282 году, когда совместно с новгородцами москвичи воевали Дмитров: «Идоша новгородци на Дмитриа к Переяславлю, и Святославъ со тферици, и Данило Олександрович с москвици; Дмитрии же изыде противу плъкомъ со всею силою своею и ста въ Дмитрове». В летописях содержится еще несколько упоминаний о военных успехах и неудачах князя. В коалиции то с Переяславлем, то с Тверью, то с Новгородом — Москва была самым заурядным удельным княжеством, даже не первостепенным — вспомним, что достались московские земли самому младшему сыну Александра.

Невеселое было время… Князья-братья в вечном соперничестве — того и гляди, двое-трое объединяются на чем-то выделившегося родича и вот уже едут опустошать землю и жечь города — конечно, с оглядкой на татар, которых время от времени сами же и звали «навести справедливость». А какая у татар справедливость, известно. Так, в 1293 году войска Андрея Городецкого с татарами «поидоша къ Москве и московскаго Данила обольстиша, и тако въехаша въ Москву, и сотвориша тако же, яко же и Суждалю, и Володимерю, и прочимъ городомъ, и взяша Москву всю и волости, и села». Но если в начале своего правления Даниил Александрович только примыкал к тем или иным княжеским партиям, то под конец XIII века он уже возглавляет московско-переяславско-тверской политический союз. Сила Москвы растет: в 1296 году князя Даниила приглашают править в Новгороде. Сам князь не поехал, но послал своего сына Ивана, будущего Ивана Калиту. А в 1302 году, уже в конце жизни, Даниил присоединяет к Московскому княжеству Переяславль. Умер переяславский князь Иван, и по завещанию область переходила Даниилу, но великий князь владимирский Андрей имел на этот счет свое мнение. Он отправил в Переяславль своих наместников и поехал в Орду улаживать «формальности»: по тогдашним нормам владение без прямых наследников должно было перейти великому князю. Даниил же действовал решительно, выслал владимирских наместников восвояси и занял наследство.

Даниил Московский умер в 1303 году, приняв перед смертью монашество.

Вот, пожалуй, и все. Остальные соображения историков и составителей жизнеописаний основываются главным образом на домыслах и умолчаниях. Например, нигде не сказано, чтобы Даниил много воевал — значит, он был миролюбив. Вступал в союзы со своими бывшими врагами — значит, он был незлопамятен. Не говорится и о его связях с татарами — наверное, он боролся против татар… Да, возможно, это было именно так, а может быть, московское княжество было просто слишком незначительным на фоне Владимира или Новгорода, чтобы происшествия в нем отражались в летописях.

Биография Данилова — самого древнего из московских монастырей — богата неожиданными поворотами. Через 30 лет после смерти князя Даниила братию обители переводят в Кремль — так был основан Спасский монастырь. Затем в эпоху большого строительства при Иване III, когда итальянские мастера перестраивают на новый лад весь архитектурный ансамбль центра Москвы — и кремлевские стены, и дворцы, и главные соборы, — Спасский монастырь переводят на новое место, за город. Теперь это Новоспасский монастырь. Москвичи-консерваторы, хоть и не решались открыто выступать против великого князя, были крайне недовольны такой «антицерковной» политикой. Страшное-де настало время! В Москве теперь командуют иностранцы, кремлевские монастыри и церкви разрушают, монахов выселяют. Архиепископ новгородский Геннадий в письме к митрополиту Зосиме писал: «Ныне беда ся стала земская; церкви извечные выношены из города вон, да и монастыри с места переставлены, и кости мертвых выношены на Дорогомилово, и кости выносили, а телеса ведь тут осталися, в перст разошлися, да на тех местах ныне сад посажен... от Бога грех и от людей сором».Но одно замечательное событие все же осталось за скобками этой в общем-то ничем особенно не примечательной биографии средневекового удельного князя — и это-то событие во многом определило облик благоверного Даниила в глазах потомков: князь основал Свято-Даниловский монастырь. В этом монастыре он принял монашество, здесь же и был похоронен. Вроде бы монастырь имел и некоторое военное значение, закрывая путь к переправе через Москву-реку около Капотни — сейчас об этом могут судить только историки, — а вот стратегическое духовное значение Даниловской обители для Московского государства очевидно всем, и особенно ярко оно проявилось в XX веке.

А на старом месте, там, где был похоронен князь Даниил, осталась только приходская церковь Даниила Столпника, монастырское кладбище пришло в запустение, могила князя Даниила затерялась. «Оскуде нерадением Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, токмо единая церковь оста, во имя Св. Даниила Столпника, и прозва место оно сельцо Даниловское, монастыря же ни в слуху не бяше, аки не бысть», — пишет летописец. Только при Иване Грозном снова вспомнили о благоверном князе. К тому времени московские государи осознали особое значение своего происхождения как фактора легитимации царской власти, начали составлять родословные, и, конечно, не был обойден вниманием Даниил Александрович — первый представитель династии среди правителей Москвы.

Впрочем, прагматическая подоплека не должна мешать нам видеть и духовный аспект возобновления почитания князя Даниила — напротив, две эти стороны одного процесса как бы дополняют друг друга, придавая событию объемность. По преданию, юноше из окружения великого князя Иоанна III явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возродил древний Данилов монастырь и постановил митрополиту со священным собором ежегодно совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

Уже тогда, в XVI веке, зашла речь о канонизации Даниила Московского, были написаны стихиры и канон святому, но наступила Смута… Его нетленные мощи были обретены в 1652 году, еще при Алексее Михайловиче. Но только в конце XVIII века благоверный князь был причислен к лику святых.

Однако по-настоящему значительные дела предстояли Даниловскому монастырю в XX веке. В 20-е годы в условиях набирающего обороты гонения на Церковь обитель, возглавляемая архиепископом Феодором (Поздеевским), стала одним из центров церковной жизни России: некоторое время здесь действовала духовная школа — Высшая Богословская школа, в монастыре собралось множество выдающихся представителей духовенства и монашествующих. Церкви и монастыри закрывались, а в Данилове церковная жизнь не замирала. Патриарх Тихон даже в шутку говорил о «даниловском синоде», группе иерархов, с которыми он советовался по сложным вопросам.

Монастырь закрыли одним из последних в Москве в 1930 году. Большинство насельников было арестовано, около 50-ти человек братии и владыку Феодора расстреляли.

Замечательна история даниловских колоколов, снятых тогда же в 30-м. Уникальный набор звонницы Данилова монастыря купила по цене лома Американская благотворительная миссия, работавшая в те годы в СССР, и передала его Гарвардскому университету, где колокола висят до сегодняшнего дня на специально выстроенной башенке. Звонят в них студенты по особенно торжественным дням. Недавно было достигнуто принципиальное соглашение о возвращении колоколов в монастырь. В обмен российская сторона обязуется предоставить в университет копии колоколов, которые будут отлиты на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова. Новые колокола должны отправиться в Гарвард уже в середине мая.

Даниловский монастырь был закрыт последним, и первым открылся он в 80-е годы. Здесь находится сегодня резиденция Святейшего Патриарха, здесь же в четырехэтажном особняке размещается «министерство иностранных дел» Церкви — Отдел внешних церковных связей. История монастыря была долгой, но связь с небесным покровителем и основателем обители благоверным князем Даниилом ощущалась всегда.

И можно сказать, что именно в жизни Данилова монастыря проявилось и сделалось ясным то, что не донесли до нас жизнеописатели князя Даниила. Те черты его личности, которые стерлись за столетия, можно угадать в облике обители. И для потомков благоверный князь Даниил — прежде всего основатель Данилова монастыря, основатель московской государственности и небесный покровитель столицы.


Источник: Татьянин день