Да здравствует новый катехизис

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Кирилл Фролов за столом.
Хватит оправдываться!
Москва, 10 февраля, Благовест-инфо. Работа над созданием нового катехизиса Русской Православной Церкви не имеет ничего общего с модернизмом, утверждает член синодальной рабочей группы по подготовке современного катехизиса, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий.

Выступая 9 февраля на IV Сретенских встречах православной молодежи, о.Владимир отметил, что некоторые встретили известие о начале работы над созданием нового катехизиса РПЦ  как очередное проявление церковного «модернизма». «Хотите отменить катехизис святителя Филарета? Хотите написать лучше, чем сам святитель?» -- с такими риторическими вопросами выступают напористые ревнители.

О.Владимир подчеркнул, что Священный Синод РПЦ, принявший 25 декабря 2009 г. решение о создании современного катехизиса, не собирается «отменять» текст святителя Филарета (Дроздова). «Катехизис святителя Филарета --  это уже святоотеческий текст, он всегда будет с нами, это наше достояние. Мы же не выбрасываем сочинения отцов Церкви! Но сегодня этот катехизис уже не очень подходит как средство научения. Подумаем: а зачем святитель (он тогда еще не был святителем) стал писать свой катехизис почти 200 лет назад, когда уже существовали известные катехизисы?» -- вопросил представитель рабочей группы.

И сам же ответил: «Дело в том, что Церковь живет во времени, и каждое время требует нашего живого исповедания. Иначе Церковь превращается в музей. Катехизис – это не только инструмент для миссии, но и современная декларация веры, как мы ее восприняли от наших отцов и учителей». Особое внимание будет уделено этическим разделам катехизиса, которые призваны сориентировать современных христиан в их повседневном поведении и в сложных жизненных ситуациях. Очевидно, что в этих разделах без современных реалий не обойтись. «Этический раздел должен быть призывом к действию», -- сказал о.Владимир.

Он подчеркнул также, что новый катехизис должен быть написан современным языком, внятным для самых разных людей, стремящихся войти в Церковь. «Нужно новое свидетельство, новый язык – разумеется, не «феня» и не «олбанский», но хороший современный русский язык».

Сотрудник рабочей группы выразил надежду, что работа над катехизисом будет носить соборный характер. По его словам, рабочая группа заинтересована в предложениях и замечаниях, особенно – со стороны катехизаторов-практиков.

«Ни к какому модернизму это отношения не имеет», -- заключил священник.

Комментарий: необходимость нового катехизиса очевидна. В св. Филаретовском есть глава о дуэлях. В новом должна быть глава о компьютерах и самолетах.

Сам св. Филарет писал катехис для своих современников, хотя были и более ранние катехизисы, такие как "Православное Исповедание" Петра Могилы или "Точное изложение Православной Веры" св. Иоанна Дамаскина.

И мне кажется ошибочной тактика постоянного оправдания перед "миссиофобом", перед теми, кто предлагает ничего не делать.

Словно уже сложилась презумпция виновности Патриарха и его команды и православные апологеты и  миссионеры, делающие то, что было необходимо еще позавчера, вынуждены постоянно оправдываться на пустом месте.

Этот разговор я считаю важным, ибо необходимо определиться: либо мы тратим жизнь на умиротворение борцов с паспортами и клеветников, обвиняющих наших иерархов в чем угодно: от ересей до "власовства", либо мы сделаем ставку на наших невоцерковленных современников, ждущих от нас нормального диалога. Я выбираю второе. 

Кирилл Фролов

 

 

http://tzargrad-moskva.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2780&Itemid=59