Да не обнаглеет рука просящего. Лилия Малахова
Вопрос благотворительности очень актуален для людей совестливых, воспитанных в русской культурной традиции. Однако найти настоящего неимущего, как выясняется, не так уж и просто. Слишком много горького опыта, слишком много случаев, когда просящий оказывается не тем, за кого себя выдает. Как не ошибиться?
«Самопожертвование надо запретить, потому что оно развращает того, ради кого жертвуют», — когда-то сказал Оскар Уайльд. К большому сожалению, он был и остался прав. Попрошайничество уже давно превратилось в вид бизнеса, еще Петр I приказывал исследовать состояние попрошаек с тем, чтобы выявить среди них по-настоящему нуждающихся, а остальных отправлять на заработки.
В принципе, человек так устроен, что ему хочется работать поменьше, а получать побольше. Ну такие мы. Некоторые превращают жизнь на подаяние в искусство. Причем этим промыслом могут заниматься вполне обеспеченные люди, с жильем и собственным доходом. Я знаю женщину, которая большую часть своей жизни живет в долг. У нее хорошая квартира, всю жизнь работала на две ставки, сейчас на пенсии. Но вот свербит где-то червячок скупердяйства. Жалко тратить свои деньги. Ведь когда сумма на книжке из месяца в месяц увеличивается, это ж так приятно! И она придумала жить взаймы. Знакомых много. Занимает у одной на месяц, потом занимает у другой и отдает первой, занимает у третьей и живет на эти деньги. Занимает опять у первой и отдает второй, и так по кругу до бесконечности. А там, как говорил Ходжа Насреддин, или я помру, или ишак помрет, или хан помрет. Ну, тут, как говорится, Бог ей судья. Хоть отдает, и на том спасибо. А как быть с теми, кто не собирается отдавать?
Доверчивостью и добродушием верующих людей давно научились пользоваться нечистые на руку люди. А мы порой из лучших побуждений влезаем в такую кабалу, из которой потом не знаем, как выбраться. Я говорю о таких случаях, когда просящий помощи просто садится на шею и начинает манипулировать своим помощником, выкачивая из него средства.
Те, кто превратил милостыню в бизнес, часто не брезгуют запрещенными приемами. Они давят на ваши религиозные чувства – ну ты же верующий, ты должен мне помочь! Они шантажируют вас суицидом – если ты не дашь мне денег, то я брошусь под трамвай, утоплюсь, застрелюсь. Они начинают вести себя так, словно вы подписали с ними договор о пожизненном содержании.
Правило безопасности – не входить в личные отношения с просящим помощи. Никогда не давайте свой домашний адрес и номер телефона. Никогда не обещайте: «Я буду тебе помогать». Не водите к себе в дом или квартиру таких просителей. В лучшем случае вы наживете себе навязчивого знакомого, в худшем – вас могут ограбить, а то и убить. Случаев таких много. Если человек просит милостыню «ради Христа», это еще не значит, что он безобиден, как теля. Многие преступники пользуются священным для нас именем, чтобы войти в доверие.
Особо необходимо сказать о тех, кто собирает средства через интернет. В сети огромное количество просителей, собирающих деньги кто на лечение, кто на жилье, кто для помощи бездомным собакам. И среди них, само собой, огромное количество фальш-нуждающихся. Неспроста еще в первом веке было сказано в Дидахе*: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».
Все эрзац-просители условно разделяются на три категории: откровенные мошенники, те, кто просто любит собирать деньги, и болящие на голову люди, у которых болезнь проявляется в том, что они считают себя нуждающимися.
Как различить мошенническую просьбу от реальной? Заочно это сделать очень трудно. В любом случае проситель должен предоставить на всеобщее обозрение пакет документов, который мог бы подтвердить, что человек на самом деле нуждается. Если это болезнь – выписки из истории болезни с указанием диагноза и рекомендуемого лечения с хорошо читаемыми подписями лечащих врачей и названием медицинского учреждения. Кроме этого, необходимо видеть направление из медучреждения в платную клинику. Все-таки медицина у нас бесплатная и многие заболевания лечатся абсолютно бесплатно. Если человек попал в квоту для бесплатников, то нет необходимости собирать на лечение.
В такой просьбе обязательно должны быть указаны контакты просителя и его личный банковский счет. Наиболее часто встречающийся вид подлога – документы и история болезни одного человека, а счет и имя получателя – другого. Поэтому такие данные можно проверить, элементарно забив их в поисковик. Любое несовпадение говорит о том, что кто-то решил нагреть руки на чужом горе.
Что касается больных людей, то с ними тоже очень сложно. Они в силу своей болезни свято верят в то, что они нуждаются в помощи. Любая мелочь в их воображении приобретает размеры непоправимой катастрофы. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что весь «ряд тяжелых заболеваний» — плод их больного воображения, и они больны ровно настолько же, насколько каждый из нас страдает жировой дистрофией печени, приступами высокого давления, частыми простудными заболеваниями, чувствительной кожей, и ни один из называемых ими диагнозов не ведет к снижению качества жизни, не говоря уж о том, что и с более серьезными заболеваниями люди могут работать.
Любители собирать деньги занимают среднюю позицию между мошенниками и болящими. Они совершенно искренно считают, что общество должно их содержать, потому что они (выбрать из списка): многодетные, священническая семья, беженцы, не имеют своего жилья, усыновили двоих детей, одинокая мать и так далее. Нередко бывает так, что, раз оказавшись в затруднительной ситуации и раз попробовав жить на подаяние, человек входит во вкус. Трудности уже давно миновали и все наладилось, но так велик соблазн попользоваться еще и еще. Зачем утруждать себя, зачем работать, когда деньги можно получить и так? Такие люди могут не оформлять никаких пособий, пенсий и дотаций, нигде не работать, но при этом требовать от различных организаций и частных лиц материальной помощи.
Особо стоит сказать о помощи священникам и их семьям. То, что просящий называет себя священником, или собирает помощь для священника или монаха, не значит, что перед вами истинно нуждающийся. Во-первых, может иметь место обман, во-вторых, духовные чада батюшек часто излишне драматизируют ситуацию, нагнетают трагизм, начинают искать помощи в тех случаях, когда в этом нет необходимости. Пример: скончался священник. Его духовные чада по всему интернету размещали просьбы о сборе средств для семьи усопшего: «Матушка осталась с пятью детками!» Звучит, не правда ли? Но при выяснении обстоятельств оказалось, что «деткам» от 24 до 30 лет, все семейные, все работают. Наконец, и некоторые священнические семьи не могут справиться с искушением попользоваться уважением и доверием к священному сану. Проверить действительность такой просьбы и истинное положение дел просителя можно звонком благочинному. Узнать номер телефона просто – надо позвонить в соответствующую епархию. Обычно телефоны благочинных дают без каких-либо затруднений.
Даже если объявление с просьбой о помощи размещено на православном сайте или в православной газете, на сайте какого-либо храма или епархии, это не является гарантом чистоты помыслов просящего, потому что, как правило, сайты и газеты не проверяют информацию должным образом, а просто перепечатывают объявления, взятые из других источников. Оказывая помощь по объявлениям от частных лиц, шанс нарваться на обманщиков гораздо выше. Если вы хотите помочь кому-то, то лучше делать это через известные, уже зарекомендовавшие себя фонды, потому что любой уважающий себя фонд тщательно проверяет всю информацию. И не забывайте о тех, кто рядом. Возможно, не надо искать нуждающегося где-то далеко, достаточно постучать в дверь соседней квартиры, где живет одинокая старушка.
______________________________
*Дидахе – «Учение двенадцати апостолов», памятник христианской письменности, относящийся ко II веку н.э.
Источник: http://www.matrony.ru/da-ne-obnagleet-ruka-prosyashhego/#ixzz354dF5kvb
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии