ЧЬЯ ВЕРА ИСТИННАЯ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Ныне мы слышали Евангелие о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, когда при этом осталось ещё 12 коробов хлеба. Это великое чудо умножения хлебов в первую очередь научает всех нас милосердию, потому что ученики хотели, чтобы Христос отпустил народ купить себе хлеба в городе. Но Спаситель сказал: Вы дайте им есть! (см. Мф. 14:14–22). Доброе, милующее сердце имеет лишь человек, который научился любить по-настоящему. Чтобы постичь эту святую науку любви, мы с вами, дорогие братья и сестры, приходим в храм. Все, кто регулярно внимательно молятся, искренне исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин, не имеют никакого сомнения, что в храме присутствует Сам Господь Бог. Но большинство людей, которые остаются за порогом храма, довольно остро задаются вопросом: какая вера истинная, ведь существует множество религиозных течений?

Об этом ведутся бесконечные споры. Многие для утверждения своей веры не брезгуют идти на других людей даже войной. Так, в VII веке арабские завоеватели под знамёнами пророка Мухаммеда во имя Аллаха захватили святой для всех христиан город Иерусалим, а затем весь Египет и Сирию. Фактически вся Азия и Египет, где раньше процветало христианство, монашество, была ими порабощены. С XI по XIII века по благословению папы Римского воины-крестоносцы 9 раз пробовали освободить Иерусалим, но это предприятие им не совсем удалось. Кроме того, по дороге они вошли в христианский, а в глазах папы еретический Константинополь, где не  побоялись грабить святыни и убивать христиан. Этим самым рана Великого раскола 1054 года между христианами Востока и Запада ещё более усугубилась и стала неисцельной. Пользуясь раздробленностью христианского мира, в 1453 году турки-османы взяли Константинополь. Главный храм святой Софии был превращен в мечеть, а сам город переименован в Стамбул.

Позже в истории ещё не раз будет подыматься меч ради утверждения веры. Сколько крови прольётся в Европе между католиками и протестантами! Вспомним хотя бы страшную Варфоломеевскую ночь в Париже, которая стала символом человеческой жестокости, когда католиками было уничтожено 3000 лютеран. Иногда в вооруженную борьбу за святыни втягиваются и православные христиане. В последнее время мы наблюдаем, как люди, для которых националистические интересы стали выше христианских, производят захваты православных храмов, то есть они продолжают то, что делали униаты в начале 90-х годов и раньше арабы-мусульмане на Востоке.

Однако нужна ли Богу такая борьба, и спасительна ли такая вера?

Однажды корабль святителя Григория Паламы бурей был прибит к берегу, где стояли войска турок-мусульман. Те очень обрадовались, что к ним в плен попал сам солунский епископ. За него они могли потребовать от Константинополя огромный выкуп, и при этом они считали, что это особое указание Божие на то, что именно их вера правильная. Они вызвали святителя на диспут, чтобы посмеяться над ним. Но святитель нисколько не смутился от такого обстоятельства. Он лишь сказал, что ничего удивительного в том, что попал к ним в плен, нет, ибо, по Слову Писания, мир во зле лежит, и, как предвещал Сам Спаситель, злые люди и обманщики в нем будут преуспевать, что совсем не значит, что с ними Бог. И настолько убедительно об этом говорил святитель, что турки были посрамлены и через некоторое время отпустили его из плена, невольно признав преимущество Христовой веры. Об этом святитель пишет в Письме своей Церкви.

Ныне же мы празднуем память святого пророка Божия Ильи, который жил в то время, когда некогда единое и славное Израильское государство из-за уклонения многих иудеев в идолопоклонство было расколото на две части – Израиль и Иудею. Илья был призван на служение Богу в той части, где идолопоклонство достигло крайних пределов, где не было ни одного праведника, где люди слушались лишь тех "пророков", которые потворствовали их злым прихотям и страстям, а все добрые пастыри были убиты. Но  пророка Илью нечестивый израильский царь Ахав боялся трогать, ибо чувствовал, что на его стороне Сам Бог.

Однажды по наущению его жены Иезавели между «пророками» Ваала и Ильей состоялся своеобразный диспут. Было условлено, что жрецы Ваала и пророк Илья поочередно принесут жертвы Богу. Чьи приношения примет Господь, попалив их огнем с неба, того вера истинная. Вначале стали приносить жертву служители Ваала. Они с утра до позднего вечера плясали, кричали, кололи себя ножами, но никакого знамения от Бога для них не последовало. Когда же жертву принес пророк Илья, то она сразу была попалена огнем. Так все убедились, что вера в Бога, Которому служит Илья, истинная (см. 3 Цар. 18:17–39).

Почему жертва жрецов Ваала не была принята?

Потому что они в виде идолов служили сами себе, своим страстям и этому же учили народ. А святой пророк служил не себе (ибо жил в пустыне и во время голода питался тем хлебом, который приносили ему вороны), а Богу Истинному, и заботился о благе Израиля, а потому не боялся обличать нечестие людей, и в том числе и царя Ахава.

Выбор между служением своим страстям и служением Богу и людям стоит перед каждым человеком. Если мы выбираем первое, то мы оказываемся вне спасительного корабля Церкви Христовой. Может сохраняться внешняя принадлежность к Церкви, но внутренне мы оказываемся за ее границами. Чтобы вернуться в Церковь, нет иного пути, кроме покаяния. Поэтому во время Исповеди каждый раз читается тайносовершительная молитва, в которой есть такие слова: "Примири и соедини их Святей твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем".

Однако не так просто покаяться, как это может показаться. Мы все склонны постоянно себя оправдывать и не сознаваться даже в очевидных греховных поступках. Нам в сто раз проще осудить других людей, чем самих себя. И фактически без помощи благодати Божией, лишь своими силами покаяться невозможно, так же как в беспросветной тьме невозможно найти потерявшуюся иголку. Попробуйте убедить простить и не гневаться человека, которому вы только что нанесли большую обиду. Да, это очень сложно и фактически невозможно. Но невозможно до тех пор, пока мы пребываем за стенами Церкви. Как только человек попадает в Церковь, то его холодное, а чаще даже совсем ледяное сердце под действием благодати начинает оттаивать.

Ныне мы все очень переживаем из-за того, что нет мира в нашей стране, уже шестой год идёт война. Но в эти дни Господь как никогда ясно показывает, где истинная вера, а где ложь. Все, кто желает мира, кто не хочет, чтобы проливалась братская кровь, принадлежат к спасительной Церкви Христовой, и наоборот, все, кто жаждет мести, крови, давно от Церкви отпали и лишь носят имя церковной организации.

Итак, дорогие братья и сестры, хотя многие из нас круглые двоечники по уровню своего благочестия, но будем дорожить тем, что мы в Церкви, где учатся не ненавидеть, а любить, не отбирать храмы, а строить и открывать их для всех, лишь бы приходили в них не с обидой и ненавистью, а с покаянием. По молитвам святого пророка Божия Илии, который перед Вторым пришествием Христовым будет проповедовать покаяние, да дарует нам Господь ревность не в служении своим страстям, а о богоугождении. Аминь.

https://pravlife.org/ru/content/chya-vera-istinnaya-0