ЧУЖАЯ НИЩЕТА. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: А. Поспелов / Православие.Ru.Фрески Фаворского монастыря
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru.Фрески Фаворского монастыря

Мы в подавляющем большинстве не столь богаты, как сибарит из евангельской притчи. Да и нуждающиеся люди вокруг нас не так вызывающе бедны, как изображенный в ней нищий Лазарь. Но это не означает, что притча о богаче и Лазаре утратила для нас актуальность. Напротив, мы то и дело оказываемся в ситуации, когда своими силами или за свой счет можем помочь другому человеку. И всякий раз нам надо постараться сделать это ради Бога.

Иногда это не требует финансовых затрат: достаточно просто быть рядом с человеком в трудную для него минуту, выслушать его, проявить сочувствие. Поддержать можно и одним-двумя словами, и вовсе молча. Порой от нас требуются не слова, а действия, когда надо просто помочь на огороде, или починить дверной замок, или сделать ремонт в доме, принести из магазина продукты и лекарства, выполнить нехитрую работу по дому: навести порядок в квартире, постирать белье, вымыть полы. Но чаще человеку, пусть и не очень обеспеченному, гораздо проще расстаться с некоторой суммой денег, чем пожертвовать своим временем, силами, комфортом, привычным распорядком. Мы не желаем поступиться ими даже ради самых близких, что уж говорить о посторонних людях.

Как же быть, если нет желания творить добро? Не стоит ждать, пока оно созреет. Сердце не может вдруг стать совестливей и добрей, загореться деятельным состраданием к тем, кому в данный момент тяжело. Надо воспитывать в себе волю, понуждать себя к доброделанию – сначала без сердечного отклика, «через силу», если ум признает это правильным с точки зрения заповедей Христовых.

Ум человека не подвержен чувствам и способен найти правильное решение в любой ситуации. Но «последнее слово» всегда остается за сердцем — центром душевной, эмоциональной жизни человека. Оно часто противоречит уму, ибо привыкло жить по страстям. Если человек умом понимает, как поступать правильно, но действует по прихотям сердца, то он порабощен своими страстями, как бы высоко он о себе ни думал.

Сердце можно и нужно воспитывать. По учению святых отцов, оно не способно долго противиться уму. Если действовать согласно уму, наперекор сердечным прихотям, явно неправильным, тогда постепенно, очень медленно сердце человека начнет смягчаться, освобождаться от упорства в эгоизме. Иногда нужны годы и даже десятилетия, чтобы преодолеть свои закоренелые страсти, пагубные привычки. Но если человек старается с ними бороться, Господь не оставит его без Своей помощи.

Бог может помочь самым неожиданным образом. Так, однажды мытарю Петру, который никогда и никого не жалел, попался очень настойчивый попрошайка. Этот нищий поспорил со своими товарищами, что сможет допроситься милостыни у самого жестокого человека в городе. Видимо, азарт придавал ему смелости, и он упорно просил о подаянии, а богач гневно отгонял его от себя. Наконец Петр так рассвирепел, что начал искать камень, чтобы угомонить назойливость попрошайки. Не найдя камня, он схватил из повозки хлеб и в сердцах запустил им в нищего. Тот, прославляя Бога, побежал к своим товарищам. Так Петр против своего желания помог человеку, облегчил его тяготу. Мытарь не проявил добродетели, бросив нищему хлеб со злостью. Но этот ничтожный случай перевернул всю его дальнейшую жизнь, которую он окончил святым подвижником, о чем подробно рассказано в его житии.

Не только Своих святых, но и любого человека Господь ставит в такие жизненные условия, которые максимально способствуют его спасению. Неслучайно к жестокому мытарю Христос послал неотступного нищего, который ради спора, во что бы то ни стало добивался от богача подаяния. Милостыня, которую Петр даже не подал, а швырнул, желая причинить боль, положила начало спасению его души, хотя сам он в тот момент ни о чем подобном не помышлял. Этот случай, кстати, заставляет задуматься о том, кто получает больше пользы от милости — подающий или принимающий.

Так же неслучайно на протяжении долгого времени Господь посылал и евангельскому богачу необыкновенно терпеливого нищего. Будто Он испытывал, не дрогнет ли сердце человека, пребывающего в довольстве и благополучии, при виде струпьев Лазаря, не ужаснется ли он тем бедственным положением, в какое может впасть человек, и не зародится ли в нем сострадание и жалость к несчастному. Однако ни зрелище чужих язв, ни безропотное терпение нищего не сокрушили окаменевшее сердца богача, что наглядно показало, насколько он чужд Богу, требующему от человека не жертв, а милости (ср. Ос. 6, 6; Мф. 9, 13).

Но самым терпеливым и смиренным нищим является Сам Господь Иисус Христос. Он стоит у дверей сердца каждого сотворенного Им человека как последний Нищий и тихо стучится в них (ср. Откр. 3, 20), ожидая, не отворит ли человек свое сердце навстречу чужой беде, не воспримет ли страдания другого как свои собственные, не придет ли на помощь тем, кому он сейчас так необходим? Единственная формула спасения, которую, по мысли Федора Михайловича Достоевского, Бог дал человеку, гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это слова Спасителя (Мф. 22, 39). Они означают, что «здесь и сейчас» нам надо учиться жить не только ради своего благополучия.

Если не сегодня, то уж точно потом, в будущем веке нам откроется, что возможность помогать другим была самым большим счастьем в нашей жизни. Ибо мы оказываем милость Самому Христу, когда используем случай облегчить положение нуждающегося человека, даже если он нам совершенно незнаком.

Источник: Вечерняя Москва