ЧУДЕСНЫЙ ЛОВ РЫБ, ИЛИ ПРИЗЫВ БОГА ВПУСТИТЬ ЕГО В ЛОДКУ ТВОЕЙ ЖИЗНИ
В это воскресенье, 6 октября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, на Божественной литургии читается очень интересное евангельское зачало (см. Лк. 5:1–11).
Если бы меня спросили, как его можно назвать одним словом, то я бы сказал «Усилие». На мой взгляд, этому евангельскому зачалу очень подходит девиз, составленный из следующих стихов Нового Завета: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф. 11:12).
Здесь, конечно, есть еще и противопоставление апостолов с богатым юношей, героем евангельского зачала (см. Мф. 19:16–26), которое читалось буквально несколько воскресений назад.
Данный же отрывок Святого Евангелия, читаемый ныне – 6 октября, в богословской литературе еще называется «о чудесном лове рыб». И он очень назидательный. Да послужит он нам великим уроком и великим примером, как нужно строить свою духовную жизнь секунда за секундой, час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом.
Симон и Андрей, будущие апостолы, всю ночь ловили рыбу на Галилейском озере и ничего не поймали. Кто ловил рыбу, тот знает, как тяжело заниматься этим трудом всю ночь. Как тяжко наутро, и как хочется спать. И, заметьте, они ловили не удочками, а сетями: расплетать, разворачивать их, тяжелые, намокшие, как свинцовые гири, и забрасывать десятки раз во море, потом тянуть эти «тканевые гири» из глубины в лодку, надеясь на улов, который прокормит семью. И каждый раз ничего. А в те времена от ловли рыбы зависела жизнь. Рыболовство являлось не развлечением или спортом. Оно было нужно, чтобы не умереть от голода.
Но до самого утра ничего. Руки ломит, спину ломит, всё тело болит. Глаза слипаются. Настроение соответствующее. К тому же постоянная беспрерывная борьба со стихией.
И вот они, удрученные, подходят к берегу. И какой-то Незнакомец не дает им уйти домой, но по причине скопившегося вокруг Него народа просит их войти в лодку, используя её, как кафедру архиерейскую в храме. Он учит народ, проповедует, быть может, еще много часов, целый день. А как бы повели себя мы на месте апостолов?
Однако происходит чудо! Великое чудо встречи души человеческой и Бога. Несмотря на жару, отсутствие улова, желание отдыха и сна, утомление, будущие апостолы Петр и Андрей впускают Спасителя в лодку. И немного отходят от берега, давая Ему возможность учить и проповедовать. Акцентирую ваше внимание: для них это еще был дополнительный труд. Ведь плавучая архиерейская кафедра Бога зиждилась не на твердой земле, но на воде, значит, пока Господь наш Иисус Христос говорил, Симон и Андрей должны были регулировать лодку, держать её веслами на воде, чтобы она не вертелась от течения. А это тоже тяжкий труд. И они всё это делали, несмотря на тяжелую всенощную усталость.
Спаситель заканчивает. И снова усилие. Он не отпускает апостолов, но просит их отплыть в глубину моря и снова закинуть сети. Т. е. Он опять просит их потрудиться. Плыть, грести, развернуть тяжелые сети, закинуть их и вытащить. Это большая работа. Работа не на один час.
Люди подчиняют себя Богу, еще, быть может, не осознав, что перед ними Он, но уже чувствуя душой: это так. И что происходит?
Величайшее чудо! «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6, 7).
Мгновенно «благодать на благодать» (Ин. 1:16) преизливающаяся, полнейшая и щедрейшая!
Душа Симона ощутила, Кто рядом с ним, Кто только мог всё это совершить-устроить. Только Бог.
И он, чувствуя свою немощь, свои грехи, ощущая глубочайшее покаяние и страх Божий от присутствия Бога столь близко, буквально в метре от него, «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).
Но Бог не отвергает его, наоборот, соединяет его, простого и грешного человека, с Собою дарует ему еще большую благодать, чем чудесный лов рыб, возводит в величайший чин апостола, и Андрея, и бывших там Иакова и Иоанна Зеведеевых и говорит им всем: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Мф. 5:10).
Снова великое чудо! Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа продолжается. Вочеловечение Его в данных конкретных людях, святых апостолах продолжается.
И будущие апостолы делают шаг, противоположный шагу богатого юноши. Они тоже имели свое «богатство»: жен, детей, отцов, матерей, имущество, общественный статус. Но всё это они оставляют и делают шаг в сторону Бога, вступая своим жертвенным, безоглядным и самоотверженным служением в сияющую Господнюю блаженную благодать.
Так начинается Церковь. Так живи и ты. Господь тебя в твоем личном пространственно-временном континууме проверяет. Потерпишь ли ты Его, покаешься ли ты перед Ним, потрудишься ли ты ради Него? Претерпишь ли ты ради Него лишения? Обрежешь ли ты свое сердце ради Него?
Если да, если ты всю свою жизнь обратишь в служение ради Него, то тогда в раю вслед за апостолами и для тебя будут поставлены золотые престолы, а твое лицо будет сиять Божественною благодатью. И для тебя в Царствии Небесном будет построен блаженнейший дворец в тысячу раз лучший, чем виллы древнеримских патрициев и современных миллиардеров.
Но для этого нужно впустить Бога в свою лодку жизни. Он стоит и ждет, чтобы ты совершил этот первый шаг.
Протоиерей Андрей Чиженко
https://pravlife.org/ru/content/chudesnyy-lov-ryb-ili-prizyv-boga-vpusti...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии