Чтобы было как можно меньше жертв. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Встреча Патриарха Кирилла с кардиналом Маттео Дзуппи, прибывшим в Россию со специальной миротворческой миссией по поручению Папы Римского Франциска, вызвала в православных медиа довольно сдержанную реакцию.

По крайней мере, по двум причинам. Одна из них — традиционное недоверие к латинянам, за которыми, чтобы бы они ни делали и что бы ни говорили, усматривается намерение поглотить и подчинить Православие.

Эти опасения восходят к векам православно-католической конфронтации, связанной с тем, что религия поднималось как знамя и использовалась к качестве инструмента в борьбе держав между собою. Навязать населению то или иное исповедание значило сделать наиболее важный шаг к его ассимиляции, соответственно, в польскую, русскую или австро-венгерскую державу.

Однако мир изменился — Запад, или, вернее, западные элиты, уже никак нельзя назвать «католическими», их идеология не только никак не связана с наследием западного христианства, но и прямо ему враждебна.

Если в годы «холодной войны», Запад воспринимал себя как «христианский мир», противостоящий «безбожному коммунизму», то после падения СССР ситуация постепенно, но драматически изменилась — теперь это западные элиты продвигают государственную идеологию, непримиримо враждебную традиционному христианству.

Центр тяжести католичества сместился с запада на «глобальный юг», и большинство практикующих католиков живут в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока в большинстве стран Запада католичество теряет влияние — из-за неверия населения, враждебности властей и, как, например, в случае с германским «синодальным путем» отступничества иерархии, в незападных странах, где влияние растлевающего богословского либерализма минимально, напротив, позиции Католической Церкви остаются прочными.

А «глобальный юг» склонен придерживаться нейтралитета — и совсем не рвется поддерживать НАТО.

С этим, в частности, связана сдержанная позиция Ватикана в текущем конфликте — он не оказывает усилиям Запада той безоговорочной поддержки, которая от него требуется, а украинское руководство так и вовсе не скрывает своего острого раздражения позицией папы.

Американское издание The Atlantic в статье с характерным названием «Почему Папа Франциск не с Западом на Украине», например, пишет:

«Западные лидеры имеют все основания быть недовольными реакцией Франциска на войну. В добавок к критике западных усилий по вооружению Украины, он намекнул на то, что НАТО заслуживает упрека за это вторжение, цитируя неназванного дипломата, который обвинял НАТО в том, что оно лаяло у России под дверью»

Поэтому нам не стоит проецировать на нынешнюю ситуацию реалии прошедших веков — она изменилась радикально, и дипломатическое взаимодействие с Ватиканом может быть важно для установления мира.

Именно поэтому визит Дзуппи был положительно воспринят как государством, так и Церковью.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал «Мы высоко ценим усилия и инициативы Ватикана по поиску мирного разрешения украинского кризиса и приветствует стремление Папы [Римского Франциска] внести свой вклад в прекращение вооруженного конфликта на Украине»

Но для нас, конечно, важна позиция Патриарха:

«Очень важно, чтобы в это непростое время христианские общины Востока и Запада участвовали в процессе примирения... Ситуация на Украине крайне болезненна лично для меня. Я возглавляю Православную Церковь, паства которой находится как в России, так и на Украине, и в других странах. И потому страдания украинского и русского народа глубоко ранят мое сердце. Именно поэтому уже с 2014 года во всех наших храмах мы возносим особые, сугубые молитвы за мир на Украине. Мы употребляем и будем употреблять все средства, чтобы этот страшный конфликт закончился как можно скорее, чтобы было как можно меньше жертв»

Разговор о мире с трудом воспринимается в разгар вооруженного конфликта — в том числе и в православной среде. Но слова Патриарха о мире — это не случайность и не дань протоколу. Это важное послание, которое нам всем следует услышать.
Даже если мы находимся далеко от линии фронта, современные медиа делают нас свидетелями кровопролития и разрушения, и а тревожные новости заставляют «издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную» (Лук.21:26)

Это порождает эмоциональную бурю, водоворот страха, гнева, ярости и ненависти, который затягивает всех — и, в том числе, многих православных.

Готовность некоторых поддержать даже такую антигосударственную выходку, как мятеж Пригожина, была связана с верой в то, что власти воюют как-то недостаточно решительно и энергично.

В сети можно увидеть призывы как следует припугнуть Запад ядерным оружием — или даже применить его, горячее желание погубить как можно больше людей — даже если если это обернется разрушением и нашей страны.

Такая психологическая и духовная атмосфера воспринимается ее носителями как «патриотическая», но она не приносит стране никакой пользы.

Тем немногим, кто принимает военные и дипломатические решения, нужны не страх, ярость и ненависть, а холодный, трезвый расчет.

А всем остальным стоит помнить, что ненависть и пренебрежение к человеческой жизни может легко обратиться на своих — мы это видели в 1917 году и едва не рухнули в ту же пропасть совсем недавно.

Поэтому так важно, то, о чем еще раз напомнил Патриарх — «страдания украинского и русского народа глубоко ранят мое сердце».

Злоба, зложелательство и злорадство недопустимы для христианина. Как члены Церкви, мы призваны быть Христовыми служителями. А Его служение — это служение примирения. Как говорит святой Апостол Павел, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19)

Конечно, военные и дипломатические решения не в нашей власти — как рядовых граждан и рядовых членов Церкви — но мы можем стремиться к миру Божию в своем ближайшем окружении и в своих душах, удаляясь от гнева и ненависти к кому бы то ни было.

И — это очень важно — молясь о мире. Как сказал Патриарх — и его слова стоят того, чтобы процитировать их еще раз: «уже с 2014 года во всех наших храмах мы возносим особые, сугубые молитвы за мир на Украине. Мы употребляем и будем употреблять все средства, чтобы этот страшный конфликт закончился как можно скорее, чтобы было как можно меньше жертв».

https://radonezh.ru/2023/07/06/chtoby-bylo-kak-mozhno-menshe-zhertv