ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Жизнь без Бога - это путеводитель по смерти. Ты вроде бы делаешь что-то: наслаждаешься, куда-то торопишься, строишь какие-то планы, наряжаешь себя какими-то новыми идеями. Но на все это, как тень, наброшена порфира смерти.
Безобразие - это не просто что-то некрасивое внешне, или хулиганская выходка, аморальный поступок. Безобразие - это когда человек не хочет и не желает раскрыть и осуществить в себе полноту собственного образа. Безобразие - это замыкание на себе самом, «заземленность», когда человека совершенно не интересуют метафизические вопросы - Бог, Вечность, жизнь, смерть, бессмертие, страдание, совесть, боль, любовь... Современный человек - это беглец от Бога, беглец от Вечности, беглец от самого себя.
...Один человек побывал в Европе, когда там праздновалось Рождество. Он рассказывал, что там было всё - реклама, ёлки, гирлянды, распродажа, смех, иллюминация, веселье. Но ему показалось, что среди всей этой броской мишуры не было только одного - не было Христа. Почти все забыли, чье Рождество они так весело и непринужденно отмечают.
Бога нельзя постичь. Его нельзя увидеть, познать... Его можно только встретить. Поэтому начало христианской веры - это встреча Христа и узнавание в Нем Бога. И где произойдет она, эта встреча Христа для каждого из нас: вблизи Вифлеемской пещеры, или в хрустальных струях Иордана, или на стенающей Голгофе, или внутри Божественной кувуклии - мы не знаем. Но для того, чтобы эта встреча произошла, мы должны смириться, как празднуемый ныне Креститель Господень Иоанн, который считал себя «недостойным, наклонившись развязать ремень обуви Его», который слезяще восклицал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
Для Предтечи местечко Вифавар и его собственное сердце стали той точкой, в которой произошла встреча Христа и узнавание в Нем Бога. «Я не узнал Его, - смиренно свидетельствовал «друг Жениха», - но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым!» И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
И, когда Иоанн Предтеча призывал людей сотворить плоды, достойные покаяния, когда предупреждал, что «уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», то собравшийся народ с испугом, трепетом, сокрушением спрашивал: «Что же нам делать?» «Он сказал им в ответ: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай тоже. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием».
Сегодня каждый из нас тоже спрашивает: что же нам делать? Как спастись в океане современной жизни, в этом «Зазеркалье» трансгуманизма, в мире, где навязывается религия человекобожия, где сама жизнь становится путеводителемпо смерти? Как остаться живым в мире, символом которого является: «мочиваи, яждь, пий, веселися?»
«Взыщи разума, а не золота, - говорит прп. Исаак Сирин. - Облекись в смирение, а не в виссон; стяжи мир, а не царство». Несмотря на то, что в супериндустриальном обществе человечество превращает боготканный мир в гигантскую помойку, несмотря на то, что человек своими страшными грехами засоряет космос, оскверняет самого себя, коверкает в себе образ Божий, несмотря на все это мир, созданный Творцом все равно остается прекрасным! А человек - удивительным, таинственным, хрупким, царственным Божиим созданием! И человек, хочет он этого или не хочет, несет ответственность за этот печальный, трагический, но очень красивый, чуткий и ранимый мир! И эта ответственность, эта любовь ко всему созданию Божию должна вернуть нас к детскому видению, к чистому, светлому, невинному, неиспорченному, радостному, творческому взгляду на мир и на нашего ближнего.
Мир - это не прогноз погоды, не сводка новостей, не тайные конфигурации мировой политики, и не «темница, выстроенная из снов», как говорит прп. Иустин Сербский. Мир - это отпечаток Божественной Любви, это вдохновенная симфония, автор которой Сам Господь. Поэтому в чине освящения великой агиазмы и возвещается: «Ты, от четырех стихий тварь сочинивый».
И человек, который находится с нами рядом, тот, которого послал Господь сегодня на нашем пути - это не соперник, не враг, не конкурент... Ближний - это «как бы бог после Бога», как говорит прп. Исаак Сирин. Ближний - это пространство любви, а не объект интервенции. Старец Софроний говорит, что «мы должны научиться жить всё человечество как одну семью... И жить трагическое разделение человечества как нашу собственную трагедию...
«Величайший из рожденных женами», святый Предтеча Иоанн пришел, чтобы исполнить всякую правду. Это путь каждого христианина. Самая главная Правда - это встреча человека с Богом! Человек и задуман Господом так, чтобы эта встреча могла произойти! Бытие человека без Бога - это путеводитель по смерти. Нам же нужна жизнь!
«Что же нам делать?» - снова и снова вопрошают наши беспокойные сердца.
«Воду жизни почерпите и верою утвердитеся!»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии