ЧТО Я ГОТОВ СДЕЛАТЬ РАДИ ХРИСТА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение Недели по Богоявлении.

В апостольском зачале Недели по Богоявлении мы читаем: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшелˮ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:7–10). Давайте разберем эти стихи.

Апостол Павел приводит строки, уже однажды сказанные в Писании. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». «Сказано» – где? Павел приводит фрагмент из 67-го псалма, немного перефразируя его (см. Пс. 67:19). О чем же здесь говорится? «Восшел на высоту» означает восшествие Спасителя на Крест, или же Его Вознесение. «Пленил плен» указывает на разрушение плена диавола; плена, в котором находилось человечество со времени грехопадения Адама. Мир Божий вместе с человечеством был как бы украден у Бога диаволом – с тех времен, когда люди подчинили себя диаволу через послушание ему. Недаром сатана в Евангелии называется «князем мира сего» (см. Ин. 12:31; 14:30). Именно этот плен Христос разрушает, возвращая человека Богу, а вместе с людьми и всю тварь – ибо тварь идет за человеком, за господином своим.

У пророка Исаии есть пророчество о возвращении этого плена: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» – спрашивает Исаия. И отвечает: «Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49:24–25).

Можно еще и так понять: Христос разрушает плен истины во лжи. Истина – в смысле правильного богопочитания – может быть в плену лжи и невежества. Например, апостол Павел писал о язычниках, что они подавляли истину неправдою (см. Рим.1:18). Христос, Рождество Которого воссияло «мирови свет разума», разрушает этот плен – плен диавольской лжи и языческого невежества. Христос являет миру истинный путь богоугождения, ибо Он Сам есть Путь, Истина и Жизнь.

«Дал дары человекам» – какие дары? Те, что мы получаем в Церкви Христовой: отпущение грехов, новую жизнь, усыновление Богу, спасение и вечное блаженство. Сюда же отнесем разные благодатные дары, которые мы видим у святых. Сама Церковь есть великий дар, нами не заслуженный; дар, за который мы должны неустанно благодарить Господа.

«А “восшелˮ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» Необходимо понять, что же такое «преисподние места земли». Такими словами Павел «называет смерть согласно с понятиями человеческими», – говорит Иоанн Златоуст. Впрочем, у других святых отцов встречается мнение, что Христос сошел именно под землю, где и находится ад. Прямо ли понимать слова апостола или в переносном смысле, не так важно. Главное, что Господь разрушил ад, победил диавола, «пленил плен».

Можно спросить, почему Церковь выбрала именно такое апостольское чтение в Неделю по Богоявлении? В эти дни Церковь вспоминает важнейшие события земной жизни Спасителя: Рождество, Обрезание, Крещение. Приближается также и Сретение. Эти праздники очень важны, но все же это не то, для чего Христос пришел на землю, это вовсе не главное в Его жизни. Не для того Он родился, чтоб просто пожить человеческой жизнью. И не для того, чтоб обрезаться и войти в народ Божий. И не для того, чтоб Симеон взял его на руки и благословил. И даже не ради Крещения на Иордане. Господь пришел для того, чтобы быть распятым вместо всех нас, чтоб умереть и воскреснуть – вот для чего Он пришел! После Распятия и смерти Он нисходил в преисподние места земли, пленил диавола, а потом воскрес и вознесся в обновленном человеческом естестве. Вскоре вокруг Христа Распятого и Воскресшего Дух Святой собирает Церковь, в которой даются «дары человекам».

Вот для чего Христос приходил в мир! Поэтому Церковь, празднуя зимние двунадесятые праздники, обращает сегодня наше внимание на то, к чему они все в конечном счете ведут, и что есть самое главное в Евангельской Истории. Главное – Голгофа и Воскресение, победа над диаволом и основание Церкви. Все остальное лишь стремится к этому центру. И важно еще то, что Христос прекрасно понимал, что Его ждет и для чего Он пришел.

Как все это нас касается? Мы должны помнить, что в христианстве все имеет свою обратную сторону. Слава духовная зиждется на страданиях. Право прощать основывается на перенесении тех же страданий. Большая радость бывает после большой скорби. Отдых законен после подвига. Победа имеет место после неминуемых поражений; возвышение – после унижения. Христианство – это не только ликование, но и слезы, боль, потери, искушения.

Наш славный Мессия начал Свое страдание на земле, едва только родившись – ибо вскоре после Рождества Божественного Младенца уже хотели убить. И каждое событие Его жизни, которое мы радостно празднуем, было следствием глубочайшего смирения и уничижения Учителя. В этом смысле всякий праздник церковный тоже имеет свою иную сторону. Где случается Рождество? В убогих яслях. Радостен и глубок праздник Обрезания – но вспомним, что в этот день невинный Богомладенец первый раз в жизни проливает Свою Кровь ради спасения людей. Сретение – за Христа дается выкуп так же, как и за всех обыкновенных детей, рожденных от грешников. Богоявление – Иисус смиряется настолько, что входит в те же самые воды, где тысячи людей исповедали свои грехи, и крестится от Иоанна, как обычный человек. Везде мы видим смирение и уничижение Владыки, но для нас все это праздники! Почему? Потому что все это Христос делает ради нас.

Ради нашего спасения Христос поднял подвиг и страдание, братья и сестры. И мы должны поискать в нашей жизни: где у нас страдания за Христа? То ли христианство мы исповедуем, что и Христос? В чем мы способны себя стеснить, напрячь ради Господа? Если, например, человек постную среду-пятницу не хочет тянуть, то о чем-то более серьезном и говорить не приходится. В чем мы способны поступиться своим я, своими желаниями и привычками – ради Господа? Большие посты и среда-пятница – это так, мелочь, это такая маленькая проверка на прочность. Пустой желудок – это самое малое, что мы можем принести Спасителю. Дальше идет ломка самого себя, своих страстей и эгоизма.

Дальше человеку, например, предстоит научиться не завидовать – во имя Христа. Не лгать – во имя Христа. Прощать – во имя Христа. Не болтать лишнего, не осуждать, не переносить сплетен – во имя Христа. И это еще совсем не велико. Христос пошел на смерть за всех людей – а с нас требуется так мало по сравнению с мученической смертью!  Не лгать, не желать зла, прощать, терпеть, жалеть... Какие мы христиане, если и этого не можем? А что мы тогда можем? И кто мы такие, если ради Христа и самой что ни на есть ничтожной мелочи не способны исполнить?

Давайте подумаем сегодня, каждый про себя – а что я делаю ради Христа? Или что собирался делать и до сих пор не сделал? Или что я вообще в принципе должен делать, но еще не начинал? Может быть, мое христианство пока только теоретическое? Неужели правильно думать, что Христос так потрудился и так помучился нашего ради спасения, а нам достаточно сказать Ему «спасибо» и не принимать на себя никакой тяжести? Это уже будет не христианство, братья и сестры, а пародия на него.

Христос, потрудившийся и помучившийся нас ради и нашего ради спасения, нисшедший в преисподние места земли и восшедший на небеса, да научит нас быть честными в восприятии и переживании христианства – веры, ведущей в Царствие Небесное только через узкие врата.

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/chto-ya-gotov-sdelat-radi-hrista