ЧТО ВЫШЕ – ДОГМАТЫ ИЛИ ЗАПОВЕДИ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение второй Недели Великого поста.

             

                                                                                         
Православие – это религия, которая ставит догматы выше заповедей. Почему? Потому что заповедь говорит, как спасаться, а догматы рассказывают о Том, Кто дал заповедь. Одно дело, если что-нибудь провозглашает человек, пусть даже и очень святой. Но совсем другое, если заповедует Сам Бог. Тогда и исполняться заповедь будет по-другому. И вопрос «Во что я верую?» стоит прежде вопроса «Как я спасаюсь?». Поэтому, например, на горе Преображения Бог Отец сначала дает догмат: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», а потом заповедь: «Его слушайте» (Мф. 17:5).

Послание к евреям, выбранное Церковью для литургических чтений Великого поста, раскрывает нам главнейший из догматов христианства: божественность Иисуса Христа. В сегодняшнем Апостоле святой Павел вспоминает разные стихи из мессианских псалмов и показывает, что они свидетельствуют о Христе как о Боге.

Христос – Творец мира, и человеческого, и ангельского: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:10). Он имеет жизнь в Самом Себе, неизменен и вечен: «Они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:11–12). Он равноправен Отцу, несоизмеримо выше ангелов, и все враги Его будут побеждены: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: ‟седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”» (Евр. 1:13).

Что дает нам это знание, братья и сестры? Духовную силу, твердость в вере и надежде. Например, сейчас время Великого поста. Только подумайте, христиане, во имя Кого мы постимся. Не во имя пророка, и не во имя Ангела, но во имя Господа неба и земли! Именем царя – так говорили в древности царские слуги, совершая нечто важное, простолюдину недоступное. Именем Иисуса Христа сегодня и мы поднимаем великопостный подвиг, непонятный и недоступный человеку нецерковному.

Христос сотворил небо и землю, которые старше нас и нас переживут.
Но и их Христос свернет, как одежду, и они как-то дивно изменятся. Сам же Христос меняться не будет, ибо Он уже совершенен, будучи Богом. А как человек Он открылся совершенным на Кресте, показав крайнюю степень любви и снисхождения к убивающему Его миру людей. Об этом пишет апостол Павел в том же Послании, говоря, что Иисуса Христа как Искупителя Бог Отец «совершил через страдания» (Евр. 2:10), т. е. через страдания Христос достиг цели Своего служения роду человеческому.

Как вокруг солнца вращаются планеты, так вокруг Христа собраны Его верные слуги – Ангелы, готовые служить как Ему, так и тем, кому Он прикажет служить. Служение есть одна из характеристик ангельской природы. Это подчеркивает Павел, сравнивая с ангельской природой богочеловеческую природу Христа. Да, Сын Божий пришел послужить людям и стал человеком, но Его природа как Бога есть не служебная, а царственная. Он добровольно принял на себя смиренный зрак человека и претерпел крайнее унижение Креста, но не по долгу, а по любви. Христос лишь по человечеству Своему есть ходатай и служитель, но по божеству – Царь, Господь, Вседержитель. Это и подразумевает Павел, снова вспоминая об Ангелах: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14)

Все эти мысли о Христе как о совершенном человеке и совершенном Боге должны родить в нас ревность к делу нашего спасения. Об этом говорит Павел в конце нынешнего зачала: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). В очередной раз напомним себе, братья и сестры: христианство – это то, что можно потерять. Мы не носим спасение в кармане и не храним его в несгораемом сейфе. Да, объективно Христос уже подарил нам спасение, но его еще нужно воспринять, стяжать. И на этом пути возможны отпадения, отступления, срывы. Христианство – это возможность. В нашей вере всегда уместно слово «если». «Спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:2), – пишет в другом месте апостол Павел. Уверовать можно тщетно. Можно думать, что спасен, и не спастись. Можно обманываться самому и обманывать других.

Чтобы избежать этого, необходимо быть особенно внимательными к слышанному от Церкви. К тому же все слышанное нуждается в осмыслении. Тем более это касается догматов нашей веры, знание и осмысление которых вменяется верующему в обязанность.

Изучайте догматы, христиане! Такой посыл слышится от сегодняшнего апостольского зачала. Пусть богооткровенные истины, предельно ясно сформулированные Церковью, будут нам защитой для ума, стимулом для духовного роста и фактором спасительного страха. Пусть они будут любимы нами. Пусть они будут нам как пища в дни голода, как прохладная вода во время жажды, как свет в темноте ночи. Пусть догматы занимают нашу мысль, станут темой наших разговоров. Познаем глубину, высоту, сладость великого церковного сокровища – православных догматов. Христианин должен знать, во что он верует, чтобы уметь объяснить свою веру другим и не отпасть от веры самому.

Догматическая сложность литургических апостольских чтений Великого поста пусть станет для нас поводом к изучению православной догматики. Изучить, чтобы осмыслить. Осмыслить, чтобы полюбить.

Благодать Святой Четыредесятницы да поможет нам в этом!

Сергей Комаров

http://pravlife.org/content/chto-vyshe-dogmaty-ili-zapovedi