Что такое суточный богослужебный круг и кто его придумал

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия



Оказавшись на православном богослужении, человек чаще всего ощущает его величие и глубину, но не до конца осознает его смысл. Как сделать так, чтобы богослужение стало неотъемлемой частью нашей жизни? Как понять устройство церковной службы? Четвертая книга серии «Ступени веры» приоткрывает мудрую логику церковного Устава и красоту молитвы Церкви. Для начала давайте разберемся – что такое суточный богослужебный круг.

Что такое суточный богослужебный круг?

Каждое слово тут легко объяснимо.

«Суточный» — поскольку полный «набор» служб проходит за сутки. «Богослужебный» — потому что содержание его лежит в сакральном пространстве жизни человека, в Та́инственном и таи́нственном богообщении, в собрании, общности, где «я» — часть чего-то общего, «я» — вместе с другими.

Кульминация жизни христианской общины — богослужение. Но мы сейчас еще не будем говорить о таинствах. Таинства исключительны, некоторые из них — Крещение, Миропомазание — происходят в жизни единожды, а главное из них, таинство Причастия, — это каждый раз чудо, хотя в Церкви оно и становится чудом «регулярным», которого мы ждем. Мы поговорим о той регулярной, дисциплинирующей, «закаляющей» богослужебной жизни, ритм которой превращает человека в аскета, в труженика, в воина. Суточный круг — это, безусловно, некое духовное упражнение, регулярное и продуманное, развивающее определенные «мышцы» человеческого существа.

Как это суточное христианское богослужение возникает?

«Был вечер, было утро: день первый»

Творение проповедует о Творце. Известны случаи, когда человек обращался к Богу, узнавал о Его существовании просто из созерцания мира Божия. Классический пример — великомученица Варвара, которая с высокой башни смотрела на природу, на небо, на светила и поняла: у такой красоты должен быть Творец. Подобным опытом обладали, наверное, древние греки, в языческой вере и в языческих заблуждениях которых больше, чем у других народов, присутствовали отблески Откровения.

Оказывается, что сами физические законы, по которым устроен мир, способны очень многое дать душе человека, стремящегося к молитве и богообщению. Одним из важных и одновременно простых элементов творения Божия являются обыкновенные астрономические сутки — восход солнца, утро, день, зенит дня, вечер, ночь, полночь. Так устроенный Творцом, знакомый и привычный человеку естественный день в богослужении стал предметом осмысления и основой организации суточного круга.

Осмысление часов дня в богослужении известно еще из ветхозаветной практики: там были, например, утренние и вечерние жертвы. И важнейшие службы церковного дня складываются на самой заре христианства. Каким образом?

Надо сказать, что особенное положение христиан на начальном этапе истории Церкви, положение гонимых конечно же рождало необходимость в том, чтобы скрываться, уединяться, не привлекать излишнего внимания. Естественно помолиться утром, когда ты еще в доме, который в какой-то степени тебя защищает, в кругу семьи. Очень естественно и просто рождается идея утренней молитвы, хвалы Творца, просьбы о благополучном дне. В течение дня молитва может быть достаточно краткой: в определенные часы вспоминаешь Творца и молишься Ему — идея обращенности к Богу в течение дня идет с древнейших до самых новых времен. И есть вечер, когда ты уже свободен от трудов и можешь пойти в собрание единомышленников, вознести хвалу Богу.

Как мы знаем, богослужебный день начинается с вечера. И это первое, что всегда поражает, удивляет и требует комментариев. Самое простое и известное объяснение такому порядку дает первая глава книги Бытия: «И был вечер, и было утро: день один». Таким же образом описаны все дни — или этапы, если говорить более взвешенно, — творения.

Но есть и еще другие попытки объяснения.

Человек — кем бы он ни был: царедворцем, землепашцем, торговцем — к вечеру устает. Вечер и уж тем более ночь — время отдыха, время, свободное от суеты и забот, время, когда мир спит… и не так уж сильно мешает молитве. Христианам предлагается другой, отличный от мира, путь и другая логика: «Ты устал, но это не важно. Все ночью спят или, может быть, даже веселятся, но это не для тебя». Богослужебный день — это преодоление. Вечером, когда окончены мирские дела, начинается самое главное — вечернее собрание общины (вспомним, что на раннем этапе исторического развития христианской Церкви Евхаристию можно было совершать вечером), молитва перед сном, индивидуальная или храмовая, молитва в полночь, которая прерывает твой сон и таким образом его сокращает, и — молитва утренняя, приводящая человека из ночи к утру, из тьмы к свету.

Идея ночной молитвы с любовью будет воспринята в монашестве. Для монахов она станет преодолением за конов естества: спать хочется, ты устал, но есть нечто более важное, чем отдых.

 

Восход солнца должен восприниматься всегда как чудо, как неожиданность, каждый раз как милость Божия. Просто это возобновляемое чудо: мы надеемся каждый день, что солнце взойдет сегодня, что дни этого мира продолжатся; точно так же мы идем в храм и надеемся, что чудо литургии произойдет. Но об этом — о регулярных чудесах — разговор еще впереди.

Итак, понять, какая логика вложена в устроение богослужебного дня, очень просто — эта логика знакома всякому человеку, так же как знакомо ему понятие утра, дня и вечера.

Девять последований дня

Богослужебный день в привычном для нас виде происходит из практики иерусалимского Храма Гроба Господня и палестинских монастырей. Он состоит из девяти последований, или служб: это:

Вечерня
повечерие
полунощница
утреня
первый час
третий час
шестой час
чин изобразительных
девятый час.

Самыми главными в суточном круге богослужебными собраниями первых христиан были вечерня и утреня. И это очень понятно: утро и вечер — время, как мы говорили выше, свободное от работ, время, когда община могла собираться, имея тему своей молитвы. Это конечно же не какая-то конкретная просьба — о разрешении затруднения в жизни конкретного человека, проблемы в семье, на работе, — нет, здесь такая «магазинная» логика не действует.

Темы богослужебных собраний гораздо более высокие, чем просьба о чем-либо земном (хотя конкретные просьбы апостолов Христос исполнял: если нужно было заплатить налог, то монетка чудесным образом появлялась).

Но все-таки причина для богослужений и собраний не была такой конкретной, такой материальной. Община христианская собирается для того, чтобы славить Творца, и для того, чтобы являть исполнение Его призыва: «Да будут все едино». Чтобы в любви и жажде общения произносить молитвы, обращенные ко Господу.

Из книги «Как устроено богослужение Церкви»

Источник nikeabooks.ru