ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?
директор дирекции молодежных изданий ИД "Бурда"
Слово "целомудрие" для меня относится к тому же безнадежно устаревшему лексическому ряду, что "неизбывный" и "отнюдь". Не по содержанию, а по форме. Классические романы да телесериалы, снятые по ним -- только там и можно еще услышать характеристику "целомудренный", относящуюся к кому-либо. Мы знаем "высоконравственных" людей, мы читали о "светлых" людях. "Приличные" люди толпами бродят вокруг нас, если верить оптимистам. "Целомудренные" остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла. Я сожалею об этом, но ничего поделать не могу -- я такой же нормальный современный человек.
Целомудрие как высшая форма нравственности -- это ведь система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, про которых мы говорим, что они совершают "высоконравственные" поступки. Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В этом я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость -- и ты уже в глазах окружающих приличный человек.
Увы, целомудренным я от этого не становлюсь. Целомудрие -- не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделал выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь... Хотел сперва написать, что вовсе не встречал, потом понял, что нет, были такие люди. Я действительно знал нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их было назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними это определение не приходило мне в голову.
Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.
Коли такие люди существуют, скажете вы, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю... Могу лишь сказать, что эти люди были вне нашего времени. Окружающие относились к ним как к аномалии. И скорее, со знаком минус. Потому что такие люди вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя -- довольно гадкое ощущение.
Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.
Но ведь люди, о которых я говорю -- не ханжи, это очевидно. Те, с кем я был знаком -- они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.
Я тоже так хочу.
Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ,
ведущий телепрограммы "Библейский сюжет" (канал "Культура"), руководитель московской православной телекомпании "Неофит" при Свято-Даниловом монастыре
Я согласен с теми, кто считает, что целомудрие -- это не антоним развращенности и распущенности, а нечто гораздо более важное и глубокое. И в первую очередь это цельность. Когда мы говорим о целомудрии, то прежде всего подразумеваем целостность мировоззрения. А сегодня в нашем обществе с этим очень большая проблема. Люди страдают как раз оттого, что не могут найти в себе стержень. Что-то они видят под одним углом зрения, что-то под другим, что-то под третьим. И в итоге человек чувствует себя расколотым на множество кусочков, как разбитое зеркало.
А целомудрие -- это когда человек может целиком отдать себя вере, любимому делу, семье, своей стране. Как только человек начинает себя отдавать целиком чему-нибудь, он собирается воедино. И даже не один человек, а собирается группа людей, собирается общество, народ, Церковь. Поэтому мне кажется, целомудрие -- может быть, главное, чего не хватает нашей стране. То есть надо все силы отдать для того, чтобы внутри тебя собралось бы единое целостное мировоззрение. Тут важно уметь отказываться от своих лишних осколочков, причем сделать этот выбор сознательно, просто трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи тебе в жизни не нужны. Ради своей целостности отказаться от лишней рюмки водки, от сигареты и от более тяжелых и серьезных вещей. Если я женатый человек, то связи на стороне будут разрушать целостность моей семьи, разрушать и ее, и меня самого. Так зачем мне это нужно? И тогда станет ясно, что и как нужно от себя отделить, словно грязь, шелуху.
Вне всякого сомнения, настоящее целомудрие сегодня возможно, как и в любое время. В самые страшные времена всегда находились люди, про которых мы говорим, что у них стержень внутри. Такой человек всегда заметен, что бы ни случалось -- гонения, войны, тирании, болезни -- или наоборот, полное равнодушие, апатия, неверие. Может быть, таких людей и не очень много, но они есть и на них надо ориентироваться.
Заруи МИГРАНЯН
преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук
Иногда в одни и те же слова люди вкладывают совершенно различный смысл, причем это явление наблюдается в разных языках. И русский, конечно, не исключение. Особенно часто возникают проблемы с абстрактными понятиями, как, например, целомудрие. В словаре Ожегова целомудрию дается два объяснения: то же, что девственность, и строгая нравственность. Но в моем понимании целомудрие -- это категория, которая имеет отношение именно к состоянию души -- независимо от каких-то физических, физиологических аспектов. Это некая внутренняя чистота, которая не обуславливается внешними факторами. Это также и честность, и благородство, и желание найти смысл жизни, устремленность к Богу. Целомудрие как некая целостность, завершенность, которая защищает душу.
Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека "по одежке", по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.
Сергей Лукьяненко
писатель-фантаст
Как известно, в словаре Даля на слово "целомудрие" даже не отведено отдельной статьи -- есть лишь форма от слова "целый". Даль определяет "целомудрие" как непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте.
На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.
Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,
первичного смысла.
Возможно ли целомудрие в наши дни?
И да, и нет.
"Эры целомудрия" по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены "любовь" окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из "низших слоев общества". Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории "глотка воды", породило курортные романы и прочие "приемлемые обществом" формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.
Можно ли рассчитывать на целомудрие в наше время? Люди все позже вступают в брак -- и это естественная тенденция. Пожалуй, только к тридцати годам (да и то при благоприятном раскладе) человек способен создать свой дом, добиться каких-то успехов на работе, содержать детей. Отказаться от секса на все молодые и отчасти зрелые годы для большинства людей просто нереально. Альтернатива -- сидеть "молодой семьей" на шее родителей, требовать от них нянчить детей, словом -- жить в законном браке, но оставаться недорослями, мне кажется куда более отвратительной, чем секс до брака.
Поэтому единственное целомудрие, которое реально может хранить современный человек -- это целомудрие брачное. Печально, что для многих невыносимо тягостно и оно.
Алексей ОСИПОВ,
профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:
Прежде всего, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово "целомудрие". Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела -- это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов. Но, тем не менее, по своему внутреннему состоянию он -- как говорят святые отцы -- разжигается. То есть исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений, и живет этими страстными мыслями, чувствами и так далее.
Целомудрие -- это великое дело и основа, лишь благодаря которой человек и может постепенно, через молитву, приобщаться Богу и в нем может осуществляться тот процесс, который мы называем процессом обожения -- то есть когда тварная человеческая природа преображается, прививается к божественной природе.
В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.
Ольга БУДИНА,
актриса, лауреат Государственной премии РФ
Если размышлять логически, то, наверное, это "мудрость от целого". То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков... Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.
Очень хорошо ощущают это целое дети, потому что они едины, живут настоящим, всегда понимают, чего они хотят -- поэтому дети и мудрые. Я думаю, что Христос, говоря: "Будьте как дети", это и имел в виду. Будьте, как дети, то есть не забывайте самое главное.
На сегодняшний день понятно, что поле битвы (я имею в виду мысль Достоевского: "сатана с Богом борется, и поле битвы -- душа человеческая") испещрено ранами, диавол побеждает, причем до такой степени, что мы сами часто даже не понимаем этого. Он настолько хитер и вторгается во все наши чувства, мысли, желания, что мы порой не понимаем, чего же на самом деле хотим -- настолько в нас сильны инстинкты общества, нашего образа жизни, профессии -- то есть среды, в которой мы находимся. На мой взгляд, среда формирует сознание человека. И среда нашего времени "настроена" на подавление целомудрия. Целостность человека никому не нужна, она мешает экономике, политике, искусству.
Хорошо, конечно, когда есть семья, друзья, которые могут поддержать тебя, когда есть сообщество, где люди понимают, в каком мире они живут, и помогают друг другу противостоять среде. Но это все равно очень сложно, потому что мы живем в обществе и не можем от него полностью отгородиться -- иначе надо становиться отшельниками. Особенно тяжело людям, у которых публичная профессия, предполагающая контакты со множеством людей -- это актеры, врачи, педагоги...
Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление "мира сего".
Аглая Епанчина, которую я сыграла в экранизации "Идиота", совершенно не была целомудренной -- и не надо обольщаться на ее счет. Аглая погрязла в своих внутренних страстях, как Настасья Филипповна в страданиях. Понятно, что князь Мышкин в любом случае сошел бы с ума -- если не из-за Аглаи, то от кого-нибудь еще. Но инициатором конца была, конечно, Аглая из-за своих честолюбивых амбиций.
Я считаю, что основа сегодняшнего не-целомудрия, ахиллесова пята человека -- это честолюбие, желание занять место под солнцем. Конечно, есть естественный отбор, человек хочет быть лучшим, добиться чего-то в жизни. Все наше воспитание, начиная с детского сада, зиждется на взращивании честолюбия. В школе ставятся отметки, приводятся в пример более успешные и послушные ученики. Если ты получил двойку -- это плохо, неужели ты такой глупый? Считается, что цельность человека как раз и есть его стремление к успеху. Поэтому нужно себе очень ясно представлять, чего же мы хотим получить от этой жизни. Зачем нам нужно хорошо учиться в школе, танцевать или играть на музыкальном инструменте -- для того, чтобы нас похвалили, чтобы не огорчать родителей, чтобы потом сделать карьеру, не пропасть в этом мире? Конечно, вопрос очень сложный. Я не думаю, что кто-либо из обычных мирян способен полностью справиться с честолюбием. Но к этому нужно стремиться.
Зоя ГОНЧАРЕВСКАЯ,
Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета "Дружбы народов"
Прежде всего, целомудрие -- это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине. Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать, что "ваши проблемы со здоровьем оттого, что вы не живете половой жизнью". А с экрана к тому же пропагандируется образ "современной женщины", доступной и непостоянной. В результате молодые люди могут начать сомневаться в правильности своего выбора в пользу целомудрия.
26 лет работая врачом-гинекологом, я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей "партнеров" как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда. Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше -- "как получится".
Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону -- ребенок не услышал, сказали пошлость -- он не понял.
Медицинской статистики того, насколько наша молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для обеих сторон начинаются впервые, прочнее. Об этом надо говорить, это надо разъяснять подросткам, и существуют специальные программы, рассчитанные на школьников -- но их практическая реализация зависит от желания как педагогов, так и врачей.
Однако и те молодые люди, у которых не было живого, семейного примера целомудрия, могут и сами прийти к осознанию этих вещей -- всегда ведь есть, откуда черпать пример целомудренной жизни. Была бы только потребность...
Константин ЭГГЕРТ,
журналист
Целомудрие -- это чистота действий и помыслов в отношениях людей, прежде всего в любовных отношениях. Причем второе (чистота помыслов) не менее важно, чем первое, но значительно труднее. Для большинства людей само понятие "целомудрие" означает прежде всего половое воздержание, но мне кажется, тут нельзя ставить формальный знак равенства. Целомудренный человек -- это прежде всего человек, уважающий личность в том, кого он любит, воспринимающий любовь как Божий дар, который не следует, не стоит и не хочется разменивать. "Любимых нельзя использовать" -- вот на этом, наверное, строится целомудрие. Мне трудно сказать, может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака. Но в стремлении избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему, есть большой внутренний смысл, а в сегодняшней жизни это настоящий поступок.
Современное урбанистическое либеральное мировоззрение абсолютно индифферентно к целомудрию или отсутствию оного. "Делай и чувствуй, что хочешь, пока это не мешает другим", -- таков современный подход. Эпоха "сексуальной революции" закрепила этот подход на Западе на неформальном, а зачастую и формальном уровне. "Мы оба млекопитающие, давай займемся этим делом как (животные) на Discovery Channel" -- так пелось в известном клубном хите лет пять назад. В сущности, это и есть сведенная до лозунга антитеза целомудрию и любви. Той любви, в основе которой -- вера в Бога.
Да, разврат был всегда -- и при древних египтянах, и при не очень древних викторианцах. Да, две мировые войны поколебали веру человечества в существование незыблемых моральных принципов. Но это не значит, что человеку не должно быть свойственно стремление к чистоте. Ныне религиозные нормы окончательно вытеснены из повседневной жизни и из культуры. И это привело к тем проблемам, с которыми столкнулась современная цивилизация -- ослаблению института семьи, отчуждению людей, старению и постепенному вымиранию многих стран Европы. Если масса видит в сексе такое же развлечение, как поход в кино, личностные отношения незаметно обесцениваются.
Я знаю одного английского журналиста, глубоко верующего католика средних лет. Он до сих пор не женат. Его романы рушились, потому что женщины, которые ему нравились, с трудом понимали, что для него брак -- не только функция регистрации гражданского состояния, а стремление к определенному состоянию двух душ. Новая любовь моего знакомого живет в Польше. У них трогательные, именно целомудренные отношения, роман если не в письмах, то уж точно с длинными разлуками. И мы, его друзья, надеемся, что этот роман перейдет в счастливый брак.
Так что на вопрос "Можно ли быть целомудренным сегодня?" отвечу: "Да, но это очень трудно". Мне кажется, что читатели "Фомы" -- это как раз те молодые и современные люди, для которых "целомудрие" -- понятие совсем не устаревшее.
Диакон Андрей КУРАЕВ,
профессор богословия
Все, о чем говорит православная аскетика (то есть церковная психология) -- страсть, грех, целомудрие, покаяние -- это те экзистенциалы, те архетипы и состояния человеческой жизни, которые неподвластны культурным, социальным и политическим модам. Другими словами, целомудрие -- это то, что всегда достижимо для человека. Поэтому бессмысленно говорить о времени -- целомудрие возможно всегда.
Что же это такое? Целомудрие -- это цельность мудрости, цельность опыта. Это верность себе. Точнее -- верность лучшему в себе, верность лучшей минуте своей жизни.
Целомудрие -- это постоянный и радостный опыт Православной Церкви (по крайней мере, опыт людей, составляющих лучшую часть Церкви). Проблема состоит в том, что понять радость этого опыта можно только приобщившись, прикоснувшись к нему. В православном понимании целомудрие -- это свобода. Свобода ОТ тех действий, которых ожидает от тебя твоя дворовая компания, друзья, одноклассники... Можно сказать, что целомудрие -- это умение плыть против течения.
POST SCRIPTUM
Уважаемая редакция журнала "Фома"!
С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос "Что такое целомудрие?".
Должен заметить, как лексикограф, что в православном журнале (каковым является "Фома") за толкованиями значений отвлеченно-нравственных слов обращаться нужно все-таки не к однотомному "Словарю русского языка" Ожегова (как это делает Мигранян) и даже не к богатейшему словарю Даля (как поступает Лукьяненко, справедливо полагая, что "определение у Даля вполне исчерпывающее"). Лучше, конечно, приводить данные исторических словарей (типа "Словаря древнерусского языка" И.И. Срезневского), а еще лучше -- специальных толковых словарей, составленных богословами. Один из них -- "Полный церковно-славянский словарь" протоиерея Григория Дьяченко (М., 1993 г, репринтное издание 1900 г.). В нем мы читаем: "Целомудрие -- благоразумие, чистота помыслов и телесная; непорочность". Там же приводятся однокоренные слова: целомудренно -- (трезво, чисто); целомудритель -- (наставник воздержания, руководитель к целомудрию); целомудрствую -- (наблюдаю скромность); целомудрю -- (вразумляю, научаю); целомудрюся -- (образумляюсь, поступаю благородно). В словаре Дьяченко о содержании понятия целомудренная жена (с отсылками к духовным текстам) говориться так: "Что значит быть целомудренной женой? Во-первых, любить своих мужей и детей; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками...; в-пятых, быть благими, т.е. благосклонными и доброжелательными, так, чтобы домовитость не превратилась в скряжничество и ненасытную скупость; в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними... (см. стр. 806 словаря Дьяченко).
И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании "Словаря русского языка" С.И. Ожегова оно будет представлено так: "1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность".
С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,
доктор филологических наук, профессор,
редактор "Словаря русского языка" С.И.Ожегова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии