ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ВЕРА?
В нашей жизни множество различных страхов и беспокойств, но все их способна покрыть настоящая вера.
Если мы – христиане убоялись Бога и Суда Его, то, казалось бы, нам больше и страшиться нечего, но, к сожалению, мы не очень хорошие последователи Христа, а потому, так или иначе, но беспокоимся, иногда довольно сильно, о различных аспектах нашей жизни. Мы тревожимся о своей работе, о доходе семьи, побаиваемся смерти, переживаем за родных, за их и за собственное здоровье, в различных ситуациях стараемся перестраховаться доступными земными способами и т.д. Если мы верим в Бога и в Его заступничество, это не значит, что нужно безрассудно лезть на рожон, но, согласитесь, что нередко вещам материальным мы доверяем больше чем Господу. В воскресенье 20 ноября на литургии читается зачало о воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56). Это один из трех уникальных случаев, описанных в Евангелиях, возращения к жизни уже умершего человека, но мне кажется, что это еще и рассказ о вере, об умении бороться со страхом и доверять Богу.
Помимо семьи Иаира перед нами встает еще и образ кровоточивой женщины, которая в своем дерзновении чем-то схожа с начальником синагоги. Дабы лучше понять описанные евангелистом Лукой события, давайте немного углубимся в текст. Апостол Лука, в отличие от других евангелистов, делает уточнение, что у Иаира была единственная дочь. В эпоху, когда нормой жизни являлись многодетные семьи, такое указание подчеркивает особую заботу родителей о своем ребенке. Кроме того, если Лука и Матфей в обращении Иаира к Христу используют существительное «θυγάτηρ», т.е. «дочь», то Марк употребляет слово «θυγάτριον», которое можно перевести как «доченька». Эти незначительные уточнения призваны подчеркнуть максимально трепетное отношение Иаира к своему дорогому ребенку и тем самым выделить как его страх, так и его веру. Девочка находилась при смерти, т.е. она не просто сильно болела, а умирала. Очевидно, что родители уже израсходовали все способы и средства на лечение и Спаситель был для них последней надеждой. Здесь поднимается проблема умения даже в самых непростых ситуациях сохранять себя, не отчаиваться, доверять Богу и двигаться вперед. Конечно, все это непросто, но важно помнить, что любая другая альтернатива – намного хуже. Где-то проще опустить руки и перестать бороться, однако к чему это приведет? Что будет дальше? Бездна уныния, отчаяния, печали, безвыходности и все?
Учитывая сказанное, мы можем только представить, какова была реакция Иаира, когда он услышал весть о гибели единственной доченьки, как у него все внутри похолодело и перевернулось. А ведь рассматриваемые события относятся к начальному периоду проповеди Христа, когда о Нем знали как о Человеке, способном исцелить, но не исправить такую непоправимую вещь как смерть. Однако Господь укрепляет Иаира, обращаясь к нему со словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк. 8, 50). Усилие веры начальника синагоги нам неизвестно, но очевидно, что именно оно стало одним из условий исполнения чуда. Свт. Афанасий Великий поясняет, что Господь требует от людей веры «не потому, что имеет нужду в содействии других, ибо Он – Господь и податель веры, но хочет нам показать, что не по лицеприятию склоняется на просьбы, внемлет же только верующим, а вместе внушает не без веры принимать благодеяния, и не утрачивать их по неверию. Ибо хощет, и даруя благодать, чтобы она пребывала, и врачуя, чтобы уврачевание было непреложно». У Иаира не было каких-либо ясных свидетельств того, что Христос способен воскресить его дочку, но он смог найти в себе силы довериться Ему.
Давайте теперь перенесем фокус нашего внимания на кровоточивую женщину. Ее терпение удивительно, ведь она за двенадцать лет все свое имение потратила на попытки вылечиться и не получила никаких результатов. Удивительна и ее вера, потому как она была убеждена, что для исцеления не нужно ничего просить Христа, а достаточно лишь прикоснуться к краю Его одежды. Мало того, что останавливаясь и обращая на нее внимание Господь указывает на ее добродетели и ставит ее всем в пример, данное событие еще и послужило к укреплению веры Иаира. Таким образом, перед нами два подвижника веры, не каких-то особенных, еще не видевших будущего Воскресения Христова и Его победы над смертью, естественно, как святые грядущих эпох, не воспитанных в благочестивой христианской семье, а простых, таких как мы с вами и оказавшихся в сложных, фактически пограничных жизненных обстоятельствах. Пример веры кровоточивой женщины основан на ее долготерпении, пример веры Иаира – на его способности удержаться в критической ситуации и, несмотря на нападающее отчаяние, суметь все-таки довериться Христу. Они оказались в критической точке, в которой острота выбора была максимальной, с которой можно было впасть в бездну отчаяния или получить награду за силу своей веры, даже если разум твердил о принципиальной невозможности изменить ситуацию.
Думаю, что каждый человек, в различные периоды своей жизни оказывается в схожих обстоятельствах. Если мы оцениваем их с рассудочных позиций, то действительно может показаться, что выхода нет, но Бог иногда нас и подводит к ним, дабы наше усилие веры превозмогло всякое человеческое разумение. «Не тот верующий, кто верит всему, – восклицает свт. Иоанн Златоуст, – но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого». Свт. Игнатий (Брянчанинов) добавляет, что «когда действует вера, открываются Небеса», а значит, обычная человеческая логика перестает работать и вера становится сокровищем. Этого не понять тем людям, кто еще не проходил через испытания и тем, кто является только младенцем в вере.
Итак, в рассмотренном евангельском отрывке для нас важен не только факт воскрешения дочери Иаира как свидетельство чуда, которое способен совершить лишь Господь, но и вера простых людей, оказавшихся непростых обстоятельствах. Поэтому всякий раз, когда будет трудно, когда захочется опустить руки, стоит вспоминать о кровоточивой женщине и об отце едва не потерявшем любимую дочь. Если они смогли, вопреки всему довериться Богу, то значит это под силу и нам. Только в испытаниях и достойном их прохождении мы сможем сделать нашу веру подлинным сокровищем, ведущим в Царство Небесное.
Протоиерей Владимир Долгих
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии