ЧТО ТАКОЕ «ПЕЧАТЬ КАИНА»?
Объясняет преподаватель КДА протоиерей Андрей Ухтомский.
Устоявшееся выражение «Каинова печать» означает «знак изгоя, символ отверженности, остракизма или несмываемое пятно преступления»[1].
и связано с двумя фактами: преступлением Каина и печатью, которую Бог сделал на его челе. «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Имя первого убийцы на земле, Каина, стало нарицательным, и означает человека, способного на подлость, зависть, злобу к доверившимся ему людям[2]. Приписываемые Каину качества отражены в этимологии слова «окаянный», происходящего от глагола «проклясть».
Каин – сын Адама и Евы – по причине зависти убил в поле своего брата Авеля. Зависть возникла оттого, что Бог предпочел жертву (благодарность Богу) Авеля жертве Каина. Авель принес жертву от первородной овечьей отары, а Каин – от плодов земли, как написано в Писании, спустя некоторое время (Быт. 4:3–5). Бог проклял Каина за то, что тот убил Авеля (это главное), и, во-вторых, огорчившись, утаил от Бога свое злодеяние.
Что постигло Каина? «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:11–15). «Каин, благодаря особому знамению, данному ему Богом, был храни от мщения людей, которое, как он сам сознавал, он заслужил»[3]. После этого пошел Каин от лица Бога на Восток от Эдема в землю Нод. Его жена родила сына, Еноха, именем которого он назвал построенный город. Далее о жизни Каина из Священного Писания нам ничего неизвестно.
Что же такое печать Каина? Средневековый толкователь Раши (XI–XII вв.) указывает, что знамение – это первая буква имени Бога. Амвросий Медиоланский (IV в.) в своем 2-м Послании утверждает: «И хотя Каин был клеймен, словно раб, это не помогло ему избежать казни»[4]. Что это за клеймо? Святитель Филарет (Дроздов) полагает, что это клеймо могло состоять в отличной одежде или некоем изображении на лбу. Есть и психологическая теория: Каин имел клеймо в виде иного выражения своего лица, которое изменилось, что описано словами Библии «отчего поникло лице твое?». «Ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделовала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих»[5]. С одной стороны, лицо Каина показывало, что он совершил убийство, с другой – печать Каина служила защитой ему самому. Отчего это? Она была сделана после того, когда Каин произнес: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Другими словами, испуг Каина, очевиден: Он убил брата. Бог его изолирует от других людей, на окраину Рая, что сможет означать отверженность Богом. Если так, то всякий может поступить с ним так, как ему заблагорассудится. А зная, что Каин – убийца, могут убить так же и его самого.
Сохраняя и ограждая Каина от будущей возможной расправы людей и дабы не допустить кровной мести, Бог успокаивает грешника, обещая ему: кто его убьет, тому отмстится всемеро. Страх семикратного отмщения должен будет остановить того, кто желает убить Каина. Митрополит Филарет (Дроздов) приводит пример иного возможного перевода: «…Сотворил некоторое чудо, чтобы успокоить его удостоверением, что никто, встретив его не убьет его».
Таким образом, исходя из Священного Предания и его толкования, мы видим, что печать Каина сама по себе является свидетельством о совершенном убийстве и, с другой стороны, служит защитой Каину. Постепенно печать Каина стала аллюзией, указанием на злые наклонности Каина, о которых мы говорили в самом начале статьи: именно подлость, зависть и злобу к доверившимся людям.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Примечания:
1. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. В. Серов. М., 2005. С. 329.
2. Николаюк Н. Г. Библейское слово в нашей речи. СПб., 2009. С. 186.
3. Каин // Библейский энциклопедический словарь. Новое пересмотренное и исправленное издание с иллюстрациями / сост. Эрик Нюстрем. 2007. С. 195.
4. Амвросий Медиоланский. Послание 2.
5. Филарет (Дроздов), митр. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 161.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии