ЧТО СТОИТ ЗА ЦЕРКОВНЫМИ РАСКОЛАМИ И РАЗДЕЛЕНИЯМИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Чем Православие отличается от других религий? Что происходит, когда в церковную жизнь примешивается политика, отвечает архимандрит Маркел (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, чем православные отличаются от христиан других деноминаций?

– Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, касающихся духовной жизни. Очень непросто увидеть существенную разницу. Для этого нужно быть глубоко укорененным в христианской традиции, вести благочестивый образ жизни. При поверхностном взгляде неискушенному человеку различия увидеть невозможно (так же, как нематематик не может понять разницы между теоремами Пифагора и Лейбница) – и там и там молятся Богу, каются, стараются делать добрые дела.

– А если кто-то захочет посмотреть немного глубже, двигаясь от простого к сложному, то какие различия можно увидеть?

– Каждый христианин, если он носит это имя не номинально, во все воскресные и праздничные дни призван ходить в храм и участвовать в богослужении. И тут сразу бросается в глаза разница в отношении к богослужению православного человека и католика. В православном храме всенощное бдение вечером накануне воскресных и праздничных дней длится примерно 3 часа и более, к тому же утром воскресная или праздничная Литургия тоже совершается не меньше двух часов. И большую часть этого времени православные верующие люди, испытывая благоговение, ощущая себя в присутствии Самого Бога, стоят. Католическое богослужение длится не более 45 минут, и это при том, что все люди могут сидеть в костеле на удобных скамейках. Грекокатолики, которые в 1596 году отпали от Православия и подчинились Папе Римскому, хотя пытаются сохранять восточный православный обряд и календарь, но тоже сами службы (во многих приходах совсем не служат вечерню, утреню, часы) и время их сильно сокращают. Это первое довольно важное, о многом говорящее различие.

– Но внешнее благочестие не обязательно может свидетельствовать о присутствии твердой веры. Католиков в мире больше, чем миллиард. Это тоже о чем-то говорит. Каковы же более существенные догматические различия между Православием и другими религиями?

– Ни для кого не секрет, что количество не всегда совпадает с качеством. Что касается догматических различий, то их много, но понять их человеку даже с высшим образованием бывает очень и очень непросто. Даже учащимся семинарии сложно разъяснить, почему мы, православные, в отличие от католиков читаем Символ веры без Filioque или почему не признаем их догмат о непорочном зачатии Божией Матери. Здесь помимо логики нужно подключить веру и сердце, а не у всех это получается. Несколько проще понять католические догматы о папском примате и папской непогрешимости. Согласно католическому учению, Папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому все кардиналы и епископы обязаны ему административно и духовно подчиняться. Если Папа говорит ex cathedra (c кафедры), то его мысли считаются непогрешимыми. Эти догматы мы, православные, не можем принять, так как все епископы равны между собой так же, как были равны между собою апостолы. «Кто хочет между вами быть первым, – сказал Господь, – да будет вам рабом» (Мф. 20:27). Мы, православные, признаем лишь первенство чести, то есть епископы одной страны добровольно делегируют часть своих административных полномочий столичному епископу, но духовная власть у них всех равная. Также мы никак не можем принять догмат о папской непогрешимости, ибо всем людям, в том числе и облеченным высоким духовным саном, из-за удобопреклонности ко греху свойственно ошибаться.

– Какую литературу можно порекомендовать тем, кто хочет более основательно разобраться, в чем неправы католики?

– На мой взгляд, наиболее полно и основательно среди позднейших исследователей католичества все его догматические искажения трактует протопресвитер Гавриил Костельник, который сам вышел из католической среды, получил на Западе прекрасное образование, одно время был чуть ли не правой рукой грекокатолического митрополита Андрея Шептицкого, но принял Православие. В библиотеках или в интернете легко найти его замечательные сочинения: «Апостол Петро і римські папи, або Догматичні підстави папства», «Як римські теологи воюють», «Викляті святі» – Кирило і Мефодій», «Розвиток папства в перші п’ять віків», «Непомильність папи і Римської Церкви» и другие. Отец Гавриил на прекрасном украинском языке очень доступно и аргументированно расставляет все точки над і.

– Получается, что именно из-за сложности восприятия догматов и недостатка информации большинство людей не видят между вероучениями никакой разницы и говорят: «Все равно, как веровать. Бог один».

– Да, во многом это происходит из-за сложности догматических основ веры. Не зря, чтобы расставить в этих вопросах все точки над і, в период с 325 г. по 787 г. собиралось семь Вселенских Соборов. Также на индифферентное отношение к вере очень сильно влияет то, что еще относительно недавно, до 1989 года, на территории бывшего СССР лишь в трех закрытых учебных духовных семинариях в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге можно было получить богословское образование. И, пожалуй, больше всех равнодушие к вере внушают разного рода СМИ. Под их влиянием ныне большинство людей склонно проводить различия между вероучениями, руководствуясь не религиозными, а политическими критериями. Обычно говорят: «Те служат Москве, а эти – Украине».

– Разве это не так? Ведь многие люди так считают.

– На мой взгляд, кроме перечисленных выше расхождений между вероучениями, самая существенная разница между Православием и другими деноминациями – в удаленности православных христиан от политических процессов. В этом и наше самое большое преимущество. Это не значит, что православные люди совершенно не интересуются политикой и не стремятся по-своему влиять на то, что в мире происходит, но они хорошо помнят слова пророка и псалмопевца Давида: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

– Когда христиане на первый план начинают выдвигать политические и социальные вопросы, можно ли их заподозрить в формализме и неискренности?

– За что очень резко обличал Господь книжников и фарисеев? Как раз за их формальное отношение к заповедям Божиим. Иудейская элита жаждала не Царства Божия, а хотела получить от Христа земные блага, возможность всемирного господства. Она даже хотела сделать Христа иудейским царем (Ин. 6:15). Но Христос учил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36); «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Такое учение никак не воспринимали книжники и фарисеи. В конце концов, именно по надуманным политическим мотивам, за которыми иудеи скрывали свою зависть и другие страсти, Христа распяли (Ин. 19:12).

– Если проследить историю церковных разделений, то они также в большинстве случаев возникали не столько из-за невозможности разобраться в догматических тонкостях вероучения, сколько из-за примешивания в церковную жизнь политики?

– Большей частью именно из-за этого в 1054 году Рим отпал от Константинополя, по такой же причине в 1596 году была заключена Брестская уния, положившая начало отпадения от Православной Церкви грекокатоликов. И совсем недавно, в начале 90-х годов ХХ века, тоже по политическим мотивам была возрождена уния и возник автокефальный раскол. Также и ныне градус напряженности в отношениях между христианами разных деноминаций напрямую зависит от степени всплеска политических эмоций. Когда эти эмоции стихают, тогда мы, христиане разных деноминаций, готовы разговаривать и договариваться друг с другом.

Искренне верующие люди, которые всей душой и всем помышлением своим стремятся любить Бога и ближних, всегда могут понять друг друга и при этом не допустить никаких компромиссов со своей совестью, не погрешить против веры. Но там, где в спор богословов вмешиваются политики, договориться никак невозможно.

– Почему? Ведь политики тоже призваны заботиться о благе государства и его граждан и всячески способствовать мирному урегулированию всех конфликтов.

– Если политик человек верующий, то он так и будет делать, ибо знает заповеди Божии и старается их исполнять. Но в большинстве случаев, чтобы дольше продержаться у власти, политики, которые болеют разными страстями, о чем речь шла в предыдущих наших разговорах, стараются лишь угодить человеческим слабостям. Например, об этом свидетельствуют кричащие случаи проведения в крупных городах нашей страны под охраной полицейских так называемых гей-парадов. Если бы политики действительно заботились о благе людей, то никогда бы этого не допустили.

– Какие существуют псевдоправославные учения?

– Это тема для другого разговора, но следует сказать, что многие псевдоправославные учения возникают как раз по причине зацикленности на политике. То есть люди стремятся не Христу угодить, а достичь земного благополучия, построить некое сказочное царство-государство. Так называемое политическое православие было осуждено на одном из Поместных Соборов Украинской Православной Церкви.

– В чем суть Православия?

– Суть Православия в любви, которая достигается не через чтение романов и просмотр любовных телесериалов, а через покаяние, борьбу со страстями и похотями. Иные религиозные деноминации тоже говорят о любви, но поскольку аскезу (борьбу со страстями) они относят к пережиткам прошлого или считают, что это дело одних монахов, то сомнительно, что они достигают главной цели – любви. Нельзя сказать, что у них совершенно отсутствует любовь. Она есть, но только носит душевно-плотской характер, который, по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), не угоден Богу.

– Как православным следует относиться к представителям других конфессий? Должно ли быть разделение на «чужих» и «своих»?

– Если мы утверждаем, что цель всех наших аскетических подвигов в достижении любви, то естественно, что мы должны относиться к представителям других конфессий с любовью. Но это не значит, что мы можем с ними вместе молиться, служить Литургию. Никаких компромиссов в отношении вероучения допускать нельзя. Каждый православный христианин может воздействовать на других не физической силой, не компромиссами в вопросах веры, а лишь своими добрыми делами и поступками. Этому учит нас Сам Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:16).

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/chto-stoit-za-cerkovnymi-raskolami-i-razdele...