Что стоит за «социологией» Киевского патриархата. Андрей Клименко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что стоит за «социологией» Киевского патриархата

В последнее время рекламным трендом Киевского патриархата являются так называемые рейтинги социологических ведомств. Регулярно навязывается мнение, что самой многочисленной и наиболее поддерживаемой населением конфессией Украины является именно УПЦ КП.

Недавно СМИ распространили следующие цифры: верующими УПЦ КП являются 60%, а Украинской Православной Церкви – лишь 24% жителей Украины. Цифры действительно заоблачные, поскольку, исходя из этих данных, Киевский патриархат втрое превышает УПЦ по количеству прихожан. Однако есть несколько важных моментов, которые фактически раскрывают карты подобной стратегии в информационном поле.

Вообще следует сказать несколько слов о социологических манипуляциях. Довольно исчерпывающую характеристику таким процессам дает ученый Олег Матвейчук:

«Социология давно стала инструментом для манипуляторов. Люди легко поддаются общественному давлению. Они следуют определенной политической моде. Если их постоянно убеждать в том, что у кого-то рейтинг падает, а у кого-то повышается, они будут реагировать соответственно. Когда человеку говорят: все так мыслят, и ты присоединяйся, рано или поздно он будет убежден, что так думает большинство, хотя, по сути, таковым оно может и не являться. Просто с помощью манипулятивных технологий стайку меньшинства пытаются превратить в большинство».

Таким образом «реклама социологических данных» является лишь одним из методов борьбы за электорат и навязывание определенных стереотипов обществу.


Тайный договор Филарета и власти

Религиозное сообщество, которое более уместно было бы назвать «политико-религиозным проектом», возникшее в 1992 году, сегодня является «провластной» конфессией в Украине. Причем именно на него нынешние государственные мужи возлагают большие планы на будущее. Не за горами президентские выборы, а возможно, в ближайшей перспективе, и парламентские, и помощь «альтернативной православной общественности» в лице Киевского патриархата чрезвычайно необходима. Примерно это выглядит как своеобразный бартер: мы вам – помощь в конфессиональном аспекте, а вы нам – в работе с избирателями.

Не так давно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 4128, который узаконивал рейдерские захваты храмов сторонниками Киевского патриархата. Для внедрения таких действий необходимо было создать соответствующую картинку и опубликовать авторитетные соцопросы, чтобы показать численное преимущество над прихожанами УПЦ.

Однако, вероятно, Божье провидение не допустило, чтобы этот законопроект был воплощен в жизнь. Да и сам спикер КП Евстратий Зоря уже понимает, что никаких «добровольных переходов» ожидать не стоит:

«...мы не смотрим на то, чтобы путем перехода приходов из-под Московского Патриархата в Киевский достичь появления Единой Церкви. Это нереалистичный путь. Намного более реалистичным вариантом является признание автокефальной украинской церкви со стороны Константинопольского Патриархата».

Таким образом, замысел о рейдерских захватах храмов в лоно Филарета провалился.


Следующий шаг – автокефалия?

Следующим стратегическим планом цифр под госзаказ является так называемая «автокефалия» для раскольников. По своей хронологической линии здесь все достаточно синхронно совпадает.


  1. Май 2016 – выступление Президента Петра Порошенко на торжественной академии Филарета: «Все социологические опросы показывают, что большинство граждан хотят иметь Единую Поместную Автокефальную Церковь... евхаристично и молитвенно совмещенную, но административно независимую от других церковных юрисдикций».
  2. Пресс-конференция Евстратия Зори по Украинскому ходу КП – ссылка на опрос Центра им. Разумкова относительно церковно-административной принадлежности: «только 10% населения хочет быть в составе РПЦ».
  3. Заявления митрополита Александра Драбинко«Обратите внимание на нынешние социологические исследования Центра Разумкова и Киевского международного института социологии. Сознание людей меняется. Число сторонников автокефального бытия Украинской Церкви неуклонно увеличивается, а число сторонников подчинения церковной Москве, наоборот, уменьшается».
  4. И, в завершение, Обращение Верховной Рады Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о даровании автокефалии.

Но планы наших украинских власть имущих и церковников фактически нивелировал архиепископ Телмисский Иов (Геча). Все довольно просто – никакой параллельной церковной юрисдикции под омофором Константинополя в Украине не будет.


Что имеем в реальности

Согласно данным Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, на 1 января 2016 года мы имеем следующее: в количественном показателе Украинская Православная Церковь во всех аспектах превышает Киевский патриархат. А если сравнить пропорцию «монастыри-монахи» в КП, то вообще получается фактически три человека на монастырь. И еще не факт, что он вообще является действующим.

Конфессия

Общины Монастыри Монахи Священники
Украинская Православная Церковь 12 334 207 4 847 10 169
УПЦ КП 4 921 67 211 3 332


Недавний Крестный ход Украинской Православной Церкви фактически поставил окончательную точку в этих цифровых манипуляциях верующими. Около ста тысяч верующих УПЦ действительно продемонстрировали, что реальные показатели по религиозной принадлежности коренным образом отличаются.


Какая формула опроса

И даже если гипотетически и провести определенный рациональный опрос, то стоит не просто спросить граждан, какой они конфессиональной принадлежности, а реконструировать определенную картину религиозной жизни человека. А это несколько важных аспектов:


  • Часто ли они посещают богослужения своей религиозной общины?
  • Есть ли осознание того, что такое Церковь Христова?
  • Какова вообще цель Церкви?


Более того, если принять во внимание богослужения т.н. «патриарха» Филарета, то он, «как руководитель своей организации», не упоминает Патриарха Московского Кирилла, Предстоятеля Чешских земель и Словакии митрополита Ростислава, Предстоятеля Американской Церкви митрополита Тихона. Тогда каким образом он хочет войти в лоно Вселенского Православия? Ведь совместная Евхаристия и является свидетельством полноты Церкви Христовой. Или он хочет только служить с патриархом Варфоломеем, минуя всех остальных? Наверняка большая часть общества вообще не владеет такой информацией.

А другим важным аспектом являются недавние обвинения спикеров Киевского патриархата относительно представителей других Поместных Церквей в том, что они не приняли участие в Соборе на Крите. В частности Антиохийскую, Грузинскую и Болгарскую Церкви безосновательно обвинили в лоббировании интересов Русской Церкви. На самом деле причины здесь совсем иные. Но как вы, представители Киевского патриархата, хотите войти в семью Православных Церквей, не желая иметь добрых и мирных отношений с другими? Кто же вас признает?

Поэтому такие провокационные заявления о своем фиктивном большинстве являются свидетельством некомпетентности тех, кто об этом говорит. А своими действиями они еще больше отдаляют верующих КП от вхождения в лоно Церкви.

Позиция УПЦ не является какой-то насмешливой и лицемерной, наоборот, указывается на сожаление и сострадание, что часть людей оказалась за оградой церковной:

«Ожидая покаяния от тех, кто сегодня находится в расколе, мы не стремимся к их унижению. Наши иерархи на Соборе епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г. призвали верующих «с христианской любовью и без враждебности относиться к нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно находятся вне спасительной ограды Церкви». Как указано в обращении Собора: «Должны помнить слова святителя Григория Богослова: «мы стремимся не к победе, а к возвращению братьев, разлука с которыми смущает нас», – говорится в Синодальном журнале УПЦ от 16 июля 2008 года.

* * *

Ответ на вопрос, что стоит за т.н. социологическими показателями Киевского Патриархата, однозначен – стремление показать желаемое за действительное. И проблемы исчезнут только тогда, когда наш украинский политический бомонд прекратит писать историю Церкви в Украине. К большому сожалению, за годы независимости мы так и не сумели преодолеть это разделение, и все потому, что кто-то стремится использовать политический фактор в своих меркантильных планах.

http://uoj.org.ua/publikatsii/otnosheniya-konfessij/chto-stoit-za-sotsio...