Что бы стать самим собой, нужно стать ничем. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: ekklisiaonline.gr
Фото: ekklisiaonline.gr

Начиная с 1973 года, в мире 16 января отмечается День Ничего. О об этом «ничего» и поговорим.

Начиная с 1973 года, в мире 16 января отмечается День Ничего. Этот праздник не имеет никакого отношения ни к Творению из Ничего, ни вообще к духовной жизни. Но мы, пользуясь случаем, все же поговорим НИ О ЧЕМ в богословском аспекте.

На самом деле ничего не делание или жизнь без осознанной цели и жизнедеятельности является важной аскетической традицией в религиозных практиках. Китайский мудрец, живя в состоянии созерцательной пассивности по принципу У-вэй (無為 или 无为), довольно быстро достигает цели своего жизненного пути – просветления. По сути, это принцип жизни всех наших юродивых и блаженных.

Не имея ни размышлений, ни расчетов, ни желаний, ни даже причин для действий, опираясь только на «здесь» и «сейчас», они быстрее всего достигали обожения.

Я согласен с Лао-цзы, который говорил: «Знающий не доказывает, а доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим». Этот принцип жизни не есть бездеятельность как таковая, он наполнен активной жизненной позицией: доверия Богу, добротой и заботой о ближних, но без малейшей выгоды, расчета или эгоистических побуждений. Такой человек даже не имеет желания того, что мы называем спасением. Так как желание, как таковое, в нем полностью отсутствует, поскольку это тоже разновидность корысти.

Но «ничего» или «ничто» имеет и другие измерения, которые выходят за границы наших мыслительных способностей. Такой вывод я сделал в шесть лет, т.е. в возрасте, когда мой ум и рассудок еще были способны воспринимать мир незамутненным взором, без искажений тем, что у людей невежественных называется образованием.

Помню себя лежащим в зарослях малины, смотрящим снизу вверх на трепыхающиеся на ветру зеленые листочки и размышляющим о том, где я буду, когда умру. Тема для размышлений была навеяна похоронами соседского деда. Детская психика не выдержала душераздирающих боя в огромный барабан духового оркестра и завывания скрипучей трубы, от которых я пытался спрятаться под кроватью. Несмотря на то, что форточки в доме были закрыты, похоронный марш приникал сквозь окна и заставлял дрожать посуду в серванте. Продрожав под кроватью как тарелки в шкафу, дождавшись, пока процессия прошла мимо, я пошел есть малину, представляя, что я буду чувствовать, когда меня похоронят.

Т.е. я пытался представить себя «ничем», превращенным в «ничто». Но у меня ничего не получалось.

Я все равно видел себя то наблюдателем какого-то темного пространства, в котором я находился; то засыпанным землей, лежащим в гробу; то на каком-то складе, где штабелями лежат умершие. Тогда я решил изменить направленность мышления и попытался представить (или вспомнить), где я был лет так десять тому назад (а мне в то время было шесть). Но и тут я ничего не мог вспомнить. Т.е. вообразить место, где нет ничего, в том числе и самого места (пространства), у меня никак не получалось. Выручил, как всегда, кот Васька. Он уткнулся в мой лоб своей головой и телепатировал: «Дружище, понимаешь, "ничто" не существует. Для него нет позитивного определения. Это ж только символ, ну, такой образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было. Пойми, это чисто философская идея. Ты бы лучше дурью не маялся и не тратил зря детские годы. Живи как я, в состоянии созерцательной пассивности, пока тебя в школу не загнали. Только пойдем сначала молока попьем».

На это предложение я с радостью согласился.

Но к теме «ничто и ничего» мне все же пришлось снова вернуться в зрелом возрасте. Ракеты перепахали дом, где я лежал в малине. Кот Васька, достигнув просветления, давно уже живет в нирване. А я, не последовав советам мудрого кота, в течение многих десятков лет пытался стать «чем-то». Для этого я, как меня и учили, читал «что-то», то, что должно было способствовать тому, что я потом стану «кем-то». И когда из меня получилось «нечто», я наконец осознал – вся проделанная работа была напрасной. Потому что моя задача была стать не «кем-то», а «самим собой».

Все мои жизненные усилия, приобретаемые знания, умения, навыки были жидким бетоном, из которого выливалось мое большое, монументальное ЭГО. Со временем оно стало железобетонным.

И теперь для достижения смысла и цели жизни мне единственное, что остается, так это взять отбойный молоток и разрушить этого идола так, чтобы от него не осталось камня на камне.

Пока моя личность заполнена моей индивидуальностью, пока во мне живет самость, собранная из всего того мусора, который гордо именуется «жизненным опытом», до тех пор в ней не будет места Богу. Благодать Божия входит в то «ничто», где нет «ничего» моего. Где нет ни капли мнения о себе, где исчез мой ложный разум. Так, к сожалению, большинство из нас тратит свою жизнь на то, чтобы выливать постамент самого себя, этого безжизненного идола, мертвого бюста. Вместо того, чтобы раздавать, мы собираем; вместо того, чтобы не иметь, мы копим; вместо того, чтобы быть, мы существуем.

«Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать» – есть такая древняя монашеская поговорка. Как-то к старцу Порфирию Кавсокаливиту пришел его ученик и сказал: «Как сильно меня утешает мысль, что в этом бренном мире все суетно и временно. Нам нужно немного терпения, потому что и радости, и скорби пройдут быстро, и настанет великий час, когда смерть приведет меня к бессмертию».

Но преподобный Порфирий строго возразил: «Нет, никогда не думай так! Не говори, что когда-то ты умрешь, а лишь затем перейдешь в небесное бессмертие. Нет-нет, подвизайся, борись за то, чтобы стать бессмертным уже сейчас, умерев здесь, на земле, для своего ветхого человека! Ведь мы живем здесь и сейчас не для того, чтобы умереть! Тогда ты не будешь так скорбеть от находящих на тебя искушений, но, наоборот, будешь безмерно радоваться, живя вместе со Христом. Тогда ты не будешь бояться ни испытаний, ни сатаны, ни смерти, потому что ты все это победишь уже здесь, на земле, и будешь готов к бессмертию на небесах…»

«Все это победишь уже здесь, на земле», – ключевые слова старца Порфирия. Для спасения души самое главное победить самого себя. Одержав победу над своим «я», мы победим и все остальное. Но, к сожалению, мы всю жизнь только тем и занимаемся, что откармливаем того врага, который живет внутри нас самих. Мы созданы Богом из «ничего» и являемся по сути «ничем». То, что нам позволит стать «кем-то», есть благодать Божия, а не наша самость. Но благодати нужно найти в нас место. А для этого необходимо избавиться от своего эго.

Ореховую скорлупу самих себя, через которую не проникает ни один лучик Божественного света, нужно сделать прозрачной. В этом суть и смысл того, что называется духовной жизнью.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/78416-chto-by-stat-samim-soboj-n...