ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ПРИЧАЩЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ В ХРАМЕ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Об этом хорошо пишет епископ Александр (Милеант) в своем труде «Изъяснение Божественной литургии»: «После приобщения священнослужителей отверзаются царские врата, которые до сих пор были закрыты, напоминая закрытую горницу на Тайной Вечери, и диакон, приняв от священника потир со св. Дарами, призывает к причащению мирян: ‟Со страхом Божиим и верою приступите”. На клиросе поют: ‟Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам”. Все это изображает воскресение Иисуса Христа и явления Его по воскресении, именно: отверзание царских врат означает отваление камня от дверей гроба Христова. Диакон символизирует Ангела, а Сам воскресший Господь является в святых Дарах. Слова, с которыми диакон обращается к народу, напоминают о том, как ученики Христовы сначала ‟устрашились”, увидевши воскресшего Господа, Который призывал их приблизиться к Себе и осязать Его, как потом они, уверовав, исповедали Его Господом и Богом. С такими чувствами и все предстоящие во храме при появлении святых Даров должны благоговейно поклониться Им, по примеру апостолов и жен-мироносиц, и приветствовать грядущего Господа словами, которые поются на клиросе: ‟Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам”».

Те, кто говел, подготовившись должным образом к принятию Святых Христовых Таин,  стоят возле амвона с крестообразно скрещенными на груди  руками так, что правая ладонь находится  на левом плече, а левая – на правом, в ожидании причастия. С одной стороны, такая поза – выражение предельного внимания и страха Божия, присутствующего в человеке, участвующем в Евхаристии, с другой –  она фиксирует руки человека, чтобы он, не дай Бог, не выбил Чашу у священнослужителя.

Дети до семи лет причащаются без исповеди, но все равно их нужно перед причастием подводить (подносить) к священнику, чтобы он их благословил вкусить Тела и Крови Христовых. Это нужно еще и для того, чтобы батюшка узнал, где был крещен малыш и крещен ли он вообще. До трех лет младенец может вкушать пищу перед причастием (как правило, это материнское молоко). После трех лет родителям нужно постепенно воспитывать в ребенке традицию евхаристического поста (невкушение пищи и пития с полночи и до момента причащения).

Непосредственно перед открытием Царских врат и выносом Чаши хор поет церковные песнопения праздника или чтец читает каноны, Последование ко Святому Причащению. В некоторых храмах существует благочестивая традиция читать в это время жития поминаемых в этот день святых.

Священник же в это время дробит Тело Христово на специальной деревянной тарелочке копием для причащения верующих, потом ссыпает частички в Чашу, чтобы они напитались Кровью Христовой. Таким образом, молящийся в храме причащается и  Тела, и Крови Христовых одновременно из Чаши.

Вышеописанный период Литургии более всего напоминает тишину Великой Субботы, когда мы напряженно ожидаем явления Воскресшего Господа. Закрыты Царские Врата. И завеса над ними задернута.

Очень часто в храмах можно видеть, как люди усматривают в данный период некую паузу. Они начинают ходить по храму, разговаривать, шуметь. В православных храмах, как правило, хорошая акустика. Поэтому любой шорох и шепот слышно очень хорошо. А если это делают десятки людей, он превращается в непрерывный гул, как на вокзале.

Это очень отвлекает священника, людей, готовящихся к причастию, молящихся. Вспомним слова преподобного Амвросия Оптинского: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Не будем же, дорогие братья и сестры, призывать на свои головы гнев Божий, не станем соблазном и ворами молитвы для других людей. Будем с трепетом и страхом Божиим, и любовью ожидать явления Христа. Ведь, как говорят святые отцы, даже взирание на Чашу с Телом и Кровию Христовыми – спасительно.

Дальнейшее в Литургии сравнимо с Воскресением Христовым. Отодвигается катапетасма. Открываются Царские врата. И священник выносит Чашу, поверх которой лежат плат и лжица для причастия. Христос Воскрес и явился своим ученикам. В данном случае нам. Господь Бог пребывает среди верных Своих.

Священник возглашает эти дивные слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С одной стороны, мы должны иметь страх Божий, этот священный трепет перед великой святыней Евхаристии, ведь это Тело и Кровь Христовы! Сам Бог сошел к нам для нашего спасения! С другой – мы должны верить в милосердие Божие. Нет греха непрощенного, есть грех нераскаянный. И если мы раскаялись искренне на исповеди перед священником и он допустил нас к Чаше, если мы готовились, постились, молились, говели, то нужно со страхом Божиим и верою в милосердие Его приступать к Чаше. Потому что в Ней воскресение каждого из нас. Христос Воскресший вступает в темный гроб нашего сердца, наполненного страстями да грехами, и дарует нам жизнь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/chto-simvoliziruet-prichashchenie-veruyu...