ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ ПРОСТИЛ НАС? СХИИГУМЕН АВРААМ (РЕЙДМАН)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Страшный Суд

(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31-46)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день называется «Неделя о Страшном Суде», сегодня Церковь напоминает нам о событии, грядущем на вселенную. Это событие не минует никого, как бы человек к нему ни относился — может быть, легкомысленно или даже вовсе в него не веруя. По выражению Евангелия, оно, как сеть, найдет на всех живущих во вселенной (см. Лк. 21, 35). Хотим мы или не хотим, думаем об этом страшном дне или нет, верим ли во Христа или, допустим, в Будду, нас будет судить Христос. Господь наш Иисус Христос, преисполненный неизреченной, безграничной, Божественной любви, будучи воистину Единым Человеколюбцем, заранее открывает нам, чтό должно делать, чтобы приговор на этом Суде оказался для нас благоприятным.

Представьте себе, что у человека возникает необходимость с кем-то судиться. Судья ему говорит: «Чтобы у тебя все было хорошо, ты сделай заранее вот что, и тогда ты выиграешь процесс». Конечно же, человек с радостью согласился бы исполнить подсказку человека, от которого зависит решение его вопроса. Так и в этом случае: Господь Сам говорит, чтό нам нужно сделать для того, чтобы Он нас простил. Исполнение Его подсказки необычайно важно: ради этого будут прощены все наши грехи.

Заслужить милость Божию и получить Царство Небесное достойно, то есть по своим делам, невозможно, всякий из нас войдет туда только будучи помилован Богом. Наши добрые дела в конечном счете являются лишь выражением нашего покаяния. Грехов у нас гораздо больше, чем добродетелей, но ради покаяния добрые дела нам «засчитываются», а злые (то есть грехи) предаются забвению. Итак, Спаситель заблаговременно открывает нам секрет того, по какому принципу будет происходить Суд, чтό необходимо сделать, чтобы Он, как Судья, простил нас.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (ст. 31–32). Это повествование не является притчей в полном смысле слова, потому что в ней почти в прямой форме говорится о предстоящем событии. В то же самое время пророчество о Страшном Суде содержит некоторые образы, которые в действительности, конечно, не будут иметь места. Например, образ отделения пастырем овец от козлов. Господь Иисус Христос упрощает повествование о Страшном Суде, излагая его с помощью приточных образов, поскольку это событие непостижимо для человеческого разума.

«И соберутся пред Ним все народы». Не будет никакого человека, народа или государства, кого бы ни постиг Страшный Суд. Все народы: и те, которые уже исчезли, и те, которые, может быть, еще появятся, и существующие сейчас, и верующие во Христа, и отпавшие от Него, то есть исповедующие какую-то другую религию, — все без исключения предстанут перед Господом Иисусом Христом, и Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».

Для людей того времени, имевших представление о скотоводстве, этот образ был весьма понятен. Козлы и овцы часто пасутся вместе, а в загоне пастух отделяет их друг от друга. Подобное этому произойдет и на Страшном Суде. «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (ст. 33). Овцы — символ покорности, послушания, а козлы — упрямства и своеволия. Эти свойства особенно важны в деле спасения, они приближают или удаляют нас от него.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его...» (ст. 34). Предсказание о Страшном Суде началось словами о том, что «приидет Сын Человеческий», а в этом стихе Господь называет Себя уже Царем. В первое Свое пришествие Он явился как один из людей, более того, был совершенно бесправным, жил подаянием, как нищий, и не имел над людьми никакой власти, кроме тех случаев, когда они сами добровольно предавали себя Ему в подчинение. На Страшном же Суде Спаситель будет действовать как Царь, то есть уже с полной властью, совершенно независимо.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (ст. 34–36). Представьте себе, что мы живем во время пребывания на земле Господа Иисуса Христа. Конечно, каждый из нас, любой верующий человек считал бы необыкновенной, великой честью сделать что-то для Самого Господа. Однако мы понимаем, что это невозможно, эти времена уже не вернутся, а потому подчас говорим, что никак не можем Ему послужить. Мы, мол, не делаем добрых дел или не живем по-евангельски по той причине, что не имеем возможности слышать проповедь прямо из уст Спасителя, как слышали ее Его современники, видеть Его чудеса своими глазами. Господь опровергает такое неправильное мнение и открывает нам тайну: когда мы служим ближнему, то этим оказываем благодеяние непосредственно Ему. Как это возвышенно и одновременно как страшно! Как мы, к сожалению, далеки от такого понимания служения ближним!

Это повествование кажется нам чересчур образным, даже натянутым, но возражать Евангелию и сомневаться в нем нельзя по той причине, что это слова Самого Господа Иисуса Христа. Например, в хлебе и вине, освященных евхаристическими молитвами священника или епископа, оком веры мы видим уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы, потому что Господь на Тайной вечере сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пийте от нея: сия есть Кровь Моя» (см. Мф. 26, 26–28; Лк. 22, 19–20). И раз Он так сказал, то мы верим в эту Божественную истину. Так и здесь: мы должны верить Господу, говорящему, что всякий, делающий добро ближнему, делает его Самому Христу, а потому этот ближний и есть Христос. Подавая милостыню или даже просто сочувствуя человеку (если не имеем возможности помочь материально), мы помогаем и сочувствуем Самому Господу Иисусу Христу.

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст. 37–40). Христос всех людей сделал Своими братьями — конечно, в первую очередь православных христиан, но не только их, потому что всякий человек имеет в себе образ Божий. Господь же Иисус Христос есть истинный образ Бога Отца и истинный Человек, имеющий в Себе всю полноту неискаженного образа Божия, и потому всякий человек есть образ Христов.

Эта истина настолько жива, что Господь говорит даже не так: «Когда вы делали добро, делали его одному из тех, кто подобен Мне», но прямо: «Вы делали это Мне». Когда мы молимся, мы порой унываем от того, что не можем умом приблизиться к Господу. Наше внимание рассеивается, мешают посторонние мысли, и, хотя мы стремимся духовно, в молитве приблизиться к Господу Иисусу Христу (в особенности это ясно при занятии молитвой Иисусовой, но и при чтении других молитв тоже), мы не можем этого сделать, как будто нам что-то препятствует. Все наши усилия бывают бесплодны и напрасны, и мы приходим в недоумение и, может быть, иногда даже ропщем, думая, что желаем совершить как будто бы богоугодное дело, а благодать Божия нам не содействует.

Но когда нужно приблизиться к Господу Иисусу Христу не в молитве, а в делах милосердия, тогда мы не хотим исполнять свой долг. Спаситель сказал: «Я был болен, и вы посетили Меня», значит, когда мы приходим к больному или заключенному в темнице (а в Евангелии не говорится, что человек заключен туда несправедливо — может быть, напротив, за какие-то свои грехи, действительные преступления), то, оказывается, мы приходим к Самому Господу Иисусу Христу. Когда мы принимаем странника — мы принимаем Самого Господа Иисуса Христа. Вот какова Божественная тайна, открытая нам сейчас! А если мы всего этого не делаем, то получается, что умом мы ищем Господа, а в действительности Его отвергаем. Как же мы можем почувствовать Его близость, объять Его своим умом, ощутить Его пришествие в наше сердце или приблизиться к Нему в молитве, когда на деле мы удаляемся от Него своим холодным, безразличным к людям сердцем?

Преподобные отцы знали эту истину, и, хотя пространственно удалялись от людей, они понимали, что от любви к ближнему удалиться невозможно. Преподобный Антоний Великий, будучи основателем пустынножительства и отцом отцов, как называет его православная традиция, говорил пустынникам, отшельникам, что наш ближний — это наша жизнь и смерть. Значит, тот, кто стремится к Господу истинно, а не лицемерно, будет искать приближения к Нему не только в молитве, но и в любви к ближнему, проявляющейся в добрых делах.

Человек, имеющий в себе благодать Божию, действительно видит в каждом человеке Христа. Общаясь с людьми, он не тяготится ими, потому что общается со Христом, а оказывая помощь ближнему, не думает, что теряет время, потому что помогает Самому Господу Иисусу Христу, как бы страшно и даже непостижимо для человеческого разума это ни звучало, как бы нас ни ужасало. Человек, устремляющийся к Богу в конкретных делах милосердия, конечно, не почувствует препятствия, когда устремится к Нему своим духом в молитве.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (ст. 41–44). Такими доводами и мы себя часто оправдываем, отказываясь от добрых дел и помощи людям по той причине, что, как нам кажется, они этого недостойны, а это то же самое, что сказать: «Мы не видели Тебя нуждающимся, Господи, и потому не помогали Тебе». Нам кажется, что если бы мы видели какое-нибудь достоинство в человеке — может быть, праведность или что-то другое, выглядящее в наших глазах каким-то преимуществом, — то помогли бы ему. Но Господь заранее пресекает подобное настроение. Как я уже говорил, Он открывает нам тайну того, как будет происходить Суд. Мы должны усвоить Его слова и руководствоваться ими в каждую минуту своей жизни. Может быть, не всегда мы имеем возможность сделать что-то существенное, иногда даже сами нуждаемся в посторонней помощи, но доброе расположение, сочувствие, сострадание, притом соединенные с благоговением, стремлением почитать ближнего высшим себя, точно так же, как мы, несомненно, считаем Господа Иисуса Христа высшим нас, — это должно быть в каждом человеке всегда. Может быть, иногда нашей помощью будет доброе слово или вздох сочувствия тому, что у человека произошла какая-то неприятность. Иногда мы сделаем что-нибудь ничтожное, так что человек этого даже не почувствует, но мы сделаем это добро, потому что не можем не помочь ближнему и осознаем, что делаем добро Господу Иисусу Христу. Тот, кто любит Господа, как говорит опыт духовных людей, не может не любить ближнего.

Некий подвижник нашего времени, греческий старец, сказал: «Кто хочет найти любовь, пусть ищет ее в Иисусе». Что это значит? Кто хочет любить ближнего — а всякий христианин должен прежде всего стремиться к любви, потому что в этом, можно сказать, суть Евангелия и христианства, — тот должен через Иисусову молитву возлюбить Господа Иисуса Христа. Тогда сердце человека оживет — перестанет быть каменным и превратится в плотяное, как говорит пророк Иезекииль (см. Иез. 11, 19; 36, 26). Вот тогда мы будем видеть и любить в ближнем Христа. Можно сказать, что любовь ко Христу в молитве и любовь к ближнему — это одно и то же. Мы думаем, что это как будто бы вещи противоположные и некоторая привязанность, сочувствие к человеку отвлекают нас от духовной жизни. Но так нам кажется по недостатку духовного опыта или потому, что мы не пережили истинной любви к Богу. Оттого мы и оправдываем себя, подобно этим грешникам из притчи, которые говорили: «Когда мы видели Тебя нуждающимся?» Если бы мы имели любовь к Господу Иисусу Христу, то в каждом человеке видели бы Христа, и, можно даже сказать, обожествляли бы его. Конечно, не так, как это делают гуманисты, которые оправдывают человека со всеми его страстями и пороками и считают, что он достоин чуть ли не поклонения. Их ошибка состоит в том, что они отделяют человека от Христа, от Бога, а мы, наоборот, соединяем: служа человеку, служим Христу. Потому в нашем служении не может быть ничего чуждого Евангелию. Таким образом мы исполняем это предупреждение Спасителя о том, чтό нам нужно сделать, чтобы оказаться оправданными на Суде.

Трудно полюбить человека, для этого нужно преодолеть себя, сделать свое сердце из каменного плотяным, живым. Господь открывает нам некоторые тайны, облегчающие этот подвиг. Он говорит, что надо любить ближнего, как самого себя (см. Мф. 19, 19; 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27), то есть дает нам некий критерий: мы должны полюбить другого человека не меньше, чем самих себя, потому что он такой же, как и мы (именно так нужно понимать эту заповедь). Господь говорит: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (см. Мф. 7, 12; Лк. 6, 31) — и нам, людям, у которых нет любви, дает для этой добродетели некоторое основание внутри нашего собственного естества. Себя мы любим, но должны понимать умом, что наш ближний такой же, как и мы, — вот почему мы должны любить и ближнего, как самих себя. Мы хотим, чтобы нам делали добро, снисходили к нам, прощали наши грехи, забывали то зло, которое мы когда-то причинили людям, — значит, должны и сами так относиться к другим. И, наконец, Господь открывает истину, невероятную для здравого смысла, но бесспорную для веры: в каждом ближнем Христос, а потому, служа ближнему, я служу Христу; любя ближнего, я люблю Христа. Если даже после такого откровения мы останемся безразличны и не начнем сбрасывать со своего каменного сердца нарост жестокости, равнодушия и холодности, тогда, наверное, можно сделать вывод о том, что мы просто не хотим исполнять заповеди, ибо это откровение Спасителя, эта истина должна тронуть всякого человека, даже почти мертвого душою.

«Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 45). Мы часто презираем людей, они нам кажутся меньшими нас и потому недостойными, презренными, не стоящими даже внимания, а не только добрых дел. Но Господь говорит, что и в таком презренном в наших глазах человеке, кто бы он ни был, Сам Христос: «Этот человек — Я Сам, Господь Иисус Христос. Презирая его, ты презираешь Меня, проявив безразличие к нему, ты безразличен и ко Мне».

«И пойдут сии в мэку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 46). Праведник — это тот, кто истинно, нелицемерно любит Господа Иисуса Христа, то есть видит Христа в каждом человеке. Грешник же — это тот, кто, может быть, и исполняет требуемое заповедями, но исполняет формально, ближний для него — совершенно чужое, постороннее существо. Выслушав это предсказание Спасителя о том, что будет с нами на Страшном Суде, это предупреждение, как мы должны себя вести, чтобы быть помилованными и приобрести жизнь вечную, мы должны отнестись к этому, по крайней мере, без легкомыслия.

Надо всячески понуждать себя — даже и против воли, противясь своему окаменевшему сердцу, — делать добро каждому человеку с благоговейным уважением, а не с презрением, служить ему так, как будто это Сам Бог. Выражаясь просто, мы должны молиться на каждого человека. Когда мы хотим сказать, что любим кого-то, то говорим: «Я молюсь на него». Вот так мы должны относиться не только к христианам, но и к любому нашему ближнему. А наш ближний — каждый нуждающийся в помощи: пище, одежде, крове, лекарствах, утешении, сочувствии, добром слове. Всякий человек является нашим ближним, и в нем — Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий. Аминь.

10 марта 2002 года

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/pod_vp/04/4/html_...