Что на самом деле было решено на Соборе Украинской Православной Церкви?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: news.church.ua

27 мая в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании (Киев) состоялся Собор Украинской Православной Церкви. В нем участвовали архиереи, священники и миряне. Это первый Собор УПЦ с 2011 года.

Чем руководствовались его участники в принятии решений? Какова суть его постановления? Публикуем выдержки из интервью заместителя главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича.

Не раскол ли это?

«Это не раскол, потому что Митрополит Онуфрий и в дальнейшем будет поминать имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла наравне с Предстоятелями других Поместных Православных Церквей и пребывать в молитвенном и каноническом единстве со всеми Поместными Церквями, включая Русскую Православную Церковь.

На Соборе он устно анонсировал новый порядок поминания иерархии за богослужением: приходской священник поминает своего епископа, все архиереи УПЦ – Предстоятеля УПЦ, а сам Митрополит Онуфрий –Патриарха Кирилла и Предстоятелей Поместных Церквей. УПЦ сохраняет свое внутреннее единство, так же как и внешнее со всей полнотой Православия».

Чем вызваны решения Собора?

«Главный критерий всех решений Собора – польза для Украинской Православной Церкви в современных условиях ее жизни. Нужно понимать, что любой статус Церкви – это форма существования и функционирования Церкви в конкретных исторических условиях, в рамках конкретного народа, которая призвана содействовать эффективной проповеди Евангелия и миссии Церкви.

В связи с тем, что исторические условия изменились, поменялись и некоторые формы существования нашей Церкви: Собор внес изменения в Устав Украинской Православной Церкви.

Мы надеемся, что Церкви станет легче осуществлять свою христианскую миссию в украинском обществе в современных условиях.

Именно потому, что какие-то элементы связи с Московским патриархатом стали усложнять миссию Церкви в Украине, все элементы в Уставе, где об этой связи упоминалось, были удалены. Удалены в плане административном, но не в плане молитвенном. Все мы остаемся членами единой Церкви Христовой, которая одна и та же в Украине, России, Греции и других странах».

Чем мотивировано открытие новых приходов УПЦ за границей?

«В новых исторических условиях мы столкнулись с новым пастырским вызовом – массовым выездом украинцев за рубеж. Такого не было раньше, по крайней мере в таких масштабах».

«Это пастырские реалии. Не мы их создали. Мы только реагируем на них. Потому мы были вынуждены по просьбе наших людей, которые уезжают в разные страны (главным образом страны Европы), открывать приходы Украинской Православной Церкви за границей. Приходы, где поминается имя Митрополита Онуфрия. Мы – как пастыри своего украинского народа – поехали за своими людьми на чужбину.

Мы не забираем прихожан из храмов РПЦ – многие из них продолжают там молиться. Мы ориентируемся на тех людей, которые туда не могут или не хотят ходить, и собираем и обнимаем новых людей, которые были не так близки к Церкви.

Это вопрос не юрисдикции, а миссии. Это вопрос больше пастырский, а не церковно-политический. Таким образом главным критерием, красной нитью всех решений Собора является именно польза для миссии Церкви, как внутри страны, так и за рубежом.

Важность решений Собора УПЦ состоит именно в том, что Церковь отреагировала на произошедшие в обществе и стране изменения. Мы ведь не занимались открытием зарубежных приходов 30 лет назад. Тогда люди так массово еще не выезжали за границу. В 2000-е была массовая рабочая эмиграция, мы стали открывать приходы».

«В настоящее время из восточно-европейских Поместных Церквей (Польша, Сербия, Румыния, Болгария) к нам обращаются с просьбами прислать священника для окормления украинцев или благословить остаться служить тем священникам, которые выехали туда как беженцы».

Мироварение – это признак автокефалии?

«В православном мире действительно принято считать, что право самостоятельно варить миро является одним из признаков автокефальной Церкви. Но, во-первых, до 1917 года существовала традиция мироварения в Киево-Печерской лавре. Об этом свидетельствуют исторические источники. Я где-то читал, что миро из Киева брали даже некоторые представители балканских Церквей – Сербской, Болгарской… – возможно, потому что в XVIII–XIX вв. им было просто легче доехать до Киева, чем, условно говоря, до Стамбула.

Во-вторых, на самом деле с точки зрения сакраментологической, то есть с точки зрения таинств Церкви, миро мог бы освящать даже каждый епископ. Именно епископ является в Церкви главной, сакраментологической единицей: он может совершать все таинства, рукополагать священников, именно епископ благословляет священнику совершать богослужения, выдавая антиминс, и священник служит как раз в силу делегируемого ему епископом на это права. Так было в древней Церкви, и, кстати, в Католической Церкви до сих пор сохранился этот принцип: у них каждый епископ приготовляет себе миро. У нас в православии исторически сложилось так, что освящение мира – это прерогатива Предстоятеля Церкви.

Если говорить о внешних формах существования УПЦ, то, по большому счету, у нас есть все признаки полноценной автокефалии.

Не урезанной, не сокращенной, как у некоторых Церквей, а именно полноценной автокефалии. Иными словами, у нас есть всё для совершения полноценной миссии Украинской Православной Церкви в разных сферах деятельности. Теперь, главное, этот статус наполнять содержанием.

Именно поэтому принятые на Соборе УПЦ решения объединены одной общей идеей: дать возможность Церкви полноценно осуществлять свою миссию в стремительно меняющихся условиях. Не надо цепляться за формы, нужно смотреть в самую суть, в главный критерий принятия этих решений».

Требует ли постановление Собора одобрения Поместными Церквями?

«Нет, не требует. Поместные Церкви это воспримут просто как данность, как факт. Нужна большая рецепция внутри нашего церковного сообщества, внутри нашей Церкви. Важно, чтобы люди поняли, что решения Собора принимаются на пользу Церкви».

«Для меня лично прошедший Собор – это еще и торжество соборного разума Церкви и понимания друг друга, определенного желания идти на уступки друг другу, в чем-то «ужиматься» ради собрата, который живет на других территориях и у которого другие пастырские и церковные вызовы. Церковь, по апостолу Павлу, является Телом Христовым (см. Еф. 1:22–23; 1 Кор. 12:26), и мы как члены единого Тела Христова чувствуем боль друг друга».

Протоиерей Николай также подчеркнул, что на Соборе были представлены все регионы канонической территории УПЦ, некоторые – благодаря онлайн-связи.

«Потому Собор был действительно представительный, и никто не может сказать, что его решения незаконны или недействительны. Все выразили свое мнение, и все были услышаны. В частности, выступал и митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, другие архиереи из Восточной Украины, а также из Крыма».

Протоиерей Николай Данилевич
29 мая 2022 г.

Источник: "Православие и мир"