ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Краткая инструкция пользователя Великого поста от протоиерея Игоря Рябко.

Каким-то пятым чувством я научился понимать, что кроется за тем или иным вопросом. Вот за этим, например, стоит: «Что тебе, Господи, надо, чтобы ты мне этот пост засчитал и поставил галочку «выполнено» в нормо-контроле моей зачетки личной праведности?» Как часто мы похожи на тех иудеев, для которых главное – это суметь соблюсти 613 предписаний Торы, где 248 (число костей и органов в теле человека) обязывающих, а 365 (количество дней в году) запрещающих. И не меньше мы похожи на них, когда пытаемся это все как–то «правильно» и по закону «обойти» – всякие котлеты из сои, постный шоколад и другие лакомства придумывать.

Особенно это комично у людей зажиточных. Изначально пост возник, в  том числе, из побуждений  благотворительности. Мясо всегда стоило дорого. Экономя на нем, христианская семья могла собрать средства для помощи людям нуждающимся. А сегодня богатые люди могут так «строго поститься» на деликатесах и дорогостоящих постных продуктах, что тратят на один обед столько, что на эти средства могла бы кормиться целый месяц бедная многодетная семья.

Но, я начну свой разговор о Великом  посте с главного. Не с того, что «можно» или «нельзя», а с того, что «нужно».

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче Христе»

В пост мы часто говорим о «покаянии», о «весеннем духовном обновлении» и прочь. Но что это  «покаяние» означает? Из своего, уже более чем двадцатилетнего опыта служения в Церкви, я вижу, что многие прихожане понимают покаяние, как подробный отчет о проделанной  греховной работе. Я прошу прощение за несколько вульгарное сравнение, но выглядит это где-то так.

Боюсь, что иллюзия покаяния называется «прелестью», т.е. духовным самообольщением. Само слово «покаяние» (греч. Μετάνοια), означает  «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление». В нем заложен иной принцип. Представим, что GPS-навигатор нашей души привык ехать по одной и той же дороге: мимо рынка, банка, гламурных магазинов, лавочек болтовни и осуждения. Но вдруг приходит понимание, что маршрут проложен неправильно,  ведет в болото, а в конце его очень гадкое, темное и ужасное место. Водитель срочно перепрограммирует маршрут. Он дает другие промежуточные точки. Теперь там заложены иные ценностные ориентиры. Духовные упражнения, молитва, доброделание, внимание к себе.  Казалось бы, чего проще, решил и езжай, но не тут-то было.

Из дисплея навигатора начинает высовываться противная рогатая морда и возмущаться: «ты че, совсем оборзел, а ну давай езжай по старому маршруту». И машину начинает водить и бросать по дороге. Если водитель не уступает и продолжает бороться за то, чтобы следовать по новому пути,   это называется  «духовной бранью», а сам процесс следования новому маршруту и его удержание – «покаянием».

«Горе имеем сердца»

В этом процессе происходит глобальная переоценка жизненных ценностей, устремлений, желаний и прочь. Мы учимся жить не так, «как все», а как «Богу угодно», как «для души спасительно».  Тут человек обязательно столкнется с непониманием окружающих, может быть даже с осуждением или презрением. Будет борьба старых греховных привычек с новыми, еще не укоренившимися, благочестивыми желаниями и стремлениями.

В чем же специфика Великого поста во всем этом? Разве не так мы должны жить все время, спросите вы? Да, это правда, но специфика Великого поста в том, что это период духовного техосмотра. «Горе (в вышине) имеем сердца» становится содержанием каждого мгновения жизни. На какой максимум мы способны в области духовного делания, какую скорость можем набрать?

В заданном вопросе прозвучало, а можно там сходить в  кино, театр и прочь. Что я могу сказать? Только посоветовать. Если вы в Прощеное воскресенье подняли глаза в Горний мир, то попробуйте не опускать их  хотя бы до Антипасхи. Попытайтесь прожить это время так, чтобы в вашей душе отражалось только Небо и ничего другого. Только вы и Бог.

Я специально не буду касаться в этой статье вопроса кулинарии. У меня сложилось впечатление, что Великий пост для некоторых знатоков Православия только из того и состоит, чтобы вникнуть и понять,  а есть ли в этой булке хоть какая–то молекула молока, а не затаился ли белок животного происхождения вот в этом салате? Главный вопрос не в том, что вы положите в желудок, а в том, что вы положите в сердце, ум и волю. Кулинарный постный календарь вы прочтете на любом сайте православных диетологов.

Я лишь хочу предложить один древний рецепт, написанный еще в четвертом веке одним из глубоких знатоков духовной кулинарии: «Возлюби Бога и делай, что хочешь».

http://pravlife.org/content/chto-mozhno-delat-i-chego-kategoricheski-nel...