Что движет патриотом? Исцеление «майдановского» сотника. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что движет патриотом? Исцеление «майдановского» сотника

В это воскресенье мы читаем Евангелие о том, как Христос исцелил слугу сотника. Много разных исцелений и чудес совершал Христос во дни своей земной жизни. Большинство из них остались не запечатленными Евангельской историей, а те которые удостоились внимания апостолов, отличались необычностью, если такое слово применимо к чуду, которое уже само по себе необычно.

Что же обратило внимание апостолов на исцеление слуги сотника? Во-первых, Христос оказывает помощь не единоверцу и соплеменнику, а врагу и оккупанту – римскому воину. Более того, Спаситель говорит, что не сыны Авраама и Исаака наследует Царство Божие, а вот такие люди, как этот язычник. Для ушей иудея это звучало как богохульство.

Сам сотник отличался не только верой, но и благочестием, которого не имели иудеи. Он просит за раба, который в глазах римлян и иудеев был не более чем одушевленным орудием труда. Это мы, просвещенные Евангелием, говорим о правах человека, о достоинстве личности. Но тот мир, в котором жил Иисус, даже понятия не имел о таких категориях. Для того мира «ближние» – это родственники и соплеменники, а ко всем остальным сочувствия было не больше, чем к животным. Иудеи ненавидели римлян и самарян, а те в свою очередь ненавидели иудеев. Да и то, что римский сотник обращается за помощью к еврею, уже говорит о том, что он мыслил вне стандартов того времени.

Христос принес в мир понятие ценности человеческой личности, понятие вселенского братства людей, потому что мы все дети единого Отца. Он принес в мир учение о том, что Бог – это Любовь, и спасение души – это совершенствование в любви. Сохранили ли мы то, что принес нам Христос?

На своем низшем уровне люди – это обычная стая социальных животных. Не просвещенные Богом, не взращенные Благодатью, они живут так же, как и стаи собак, волков, обезьян, и проч., т.е. нападая, воюя и конкурирую между собой. В этом проявляется глубинная, животная природа человека. На этом животном уровне человеку, так же, как и другим животным, присуще самопожертвование. Пчелы погибают, защищая свой улей, некоторые муравьи разрывают себе животик и забрызгивают ядом противника, отдавая свою жизнь за муравейник.

Ученые проводили множество экспериментов, которые подтверждали наличие у животных чувства патриотизма и способности к самопожертвованию. Живет группа шимпанзе с обычным уровнем внутригрупповой агрессии. Они конфликтуют за место в иерархии, ссорятся, мирятся, но тут к ним подсаживают еще одну группу приматов. Поведение первой группы резко меняется. Агрессия внутри нее исчезает, обезьяны начинают помогать друг другу, демонстрируют взаимовыручку, альтруизм и сильно недовольны второй группой, которую к ним подселили. Аналогичное поведение демонстрируют крысы и другие виды социальных животных.

Люди в этом плане не исключение. Вся жизнь древних проходила в конфликте с соседними племенами. И на подсознательном уровне у нас записана программа любви к родственникам и ненависти к чужакам. Подростки из разных районов города и сейчас дерутся между собой. В армии солдаты объединяются по признаку землячества.

Но человек не только животное. Бог дал нам в противовес животным инстинктам иные нормы и законы, которые гораздо выше животной модели человеческого сосуществования. Они учат людей любви, толерантности, уважению друг к другу, независимо от того, чей ты родственник и кто твои родители. Это то, что нам дал Господь в качестве нормы жизни – любовь к Богу и человеку. Но наш внутренний, первобытный, не просвещенный Христом предок на уровне инстинкта живет в глубине нашего «Я» и может быть вызван, как джинн из бутылки, с помощью определенных технологий.

Для того чтобы это сделать, надо начать взывать к глубинным чувствам, указывая на родственную племенную связь. К согражданам лучше обращаться «братья и сестры» и как можно настойчивее пугать их опасностью, которая нависла над нашим родственным племенем: «Родина мать в опасности, ее надо защищать». Это будет тем заклинанием, которое начнет из глубин нашего «Я» поднимать древнюю спящую силу первобытного человека.

Мало кому придет в голову, что родина – это не мать, а всего лишь географическая территория, где волей Промысла Божьего он родился и живет. Хотя с таким же успехом можно было родиться и в любом другом месте. Да и над конкретными угрозами этой самой опасности также мало кто задумается. Но слова эти действуют как волшебство. У всех тут же активируется родственный альтруизм, и каждый становится готовым немного пожертвовать собой за общее дело. Ассоциация родины с матерью, сограждан с кровными родственниками включает первобытный инстинкт защиты родственных связей.

Очень важно, чтобы все это называлось защитой, даже если вы нападаете. Потому что родственный альтруизм был взращен нашими первобытными предками именно для защиты. Когда Гитлер выступал со своими пламенными речами перед войском, он говорил не о нападении, а о защите чистоты арийской нации, об угрозе, исходящей для Германии. Если правильно подбирать слова, это будет работать. Но это только полдела.

Вторая половина состоит в том, чтобы заставить человека убивать. Дело в том, что психически нормальные люди не любят убивать друг друга, даже если им за это ничто не грозит. Чтобы снять с них этот запрет, нужно превратить противника в недочеловека. Как это делается? В человеческом мозге есть функция инстинкта отвращения. Пауки, змеи, мыши, крысы, всякие черви и т.п. вызывают у нас чувство брезгливости. Ученые давно заметили, что возбуждение участков мозга, которые отвечают за отвращение, подавляют у нас участки мозга, отвечающие за сочувствие, сострадание и жалость. Поэтому человек воспринимает то, что у него вызывает отвращение, как нечто неживое, даже если это не так. У него есть лишь одно желание – избавиться навсегда от объекта отвращения.

И здесь есть еще одна важная деталь. Чем большее отвращение человек испытывает, тем сильнее у него потребность принадлежности к своей группе, что в социальном плане проявляется как патриотизм. И, соответственно, тем выше его неприязнь к чужим группам, что в социальным плане проявляется как ксенофобия. Т.е. чем противнее людям, тем больше они патриоты и ксенофобы. Следовательно, если власть хочет извлечь выгоду из своего народа, она должна сделать так, чтобы народу было противно, и далее перенести это отвращение на образ врага. Этого самого врага нужно дегуманизировать, называть какими угодно словами, и чем более гадкими они будут, тем выше шанс, что народ послушает власть. Когда мы обращаемся к инстинктам, будет работать любая ложь, потому что инстинкты гораздо глубже и древнее разума. При этом нужно не забывать постоянно пугать, пугать и пугать. Потому что страх – это топливо как для ксенофобии, так и для патриотизма.

Примером опять-таки может послужить гитлеровская пропаганда. Идеологи третьего рейха облачали евреев и цыган такими отталкивающими образами, что рядовые немцы вполне серьезно начинали считать их недочеловеками. Рисовали специальные плакаты, где эти люди изображались в таком виде, что вызывали глубокое отвращение. Все это уничтожало у немцев любое чувство жалости по отношению к ним.

Сегодня эти технологии вовсю работают во всех мировых СМИ. Нужно внушить ненависть к жителям Западной Украины – назовите их бандеровцами и фашистами. Жителей юго-востока – ватниками и совками. УПЦ – пятой колонной, пособниками агрессора, и проч. И неважно, что это все ложь. Главное, чтобы было больше ненависти и страха перед агрессором.

Продукты дорожают с каждым днем, цены на коммунальные платежи растут? Сделайте виноватым в этом Путина, Трампа, Меркель – только не говорите, кто на самом деле виноват в этом. Дороги убитые, яма на яме? А почему бы не обвинить в этом УПЦ – ведь они пособники агрессора, ходят с Крестными ходами и дороги ковыряют.

Замечено, что чем ниже интеллектуальный и духовный уровень человека, тем охотнее он верит любой лжи и тем быстрее у него пробуждаются первобытные инстинкты, а также готовность ненавидеть, а если надо, то и убивать, всех, на кого покажут из телевизора.

Человек и человечество в своей целостности похожи на высокую гору. На самом нижнем уровне она омывается раскаленной, яростно бушующей магмой. Чуть выше – глубокие карьеры с быстротекущими горными реками. Далее – возвышенность, покрытая дремучими лесами, а все выше и выше – чистый воздух белоснежной вершины, покрытой фаворским блестящим снегом. Душа каждого обретается на том уровне, который соответствует ее духу. От бесовской адской одержимости страстями, через прагматичный животный образ жизни и до вершин Богословия и святости. На каждом уровне есть свои идолы или святыни, свои жертвы, ритуалы или молитвы.

Кто-то готов «душу и тело положить за нашу свободу», а кто-то слышит слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:25). Каждый выберет то, что ему свято и дорого. Но не стоит забывать слова апостола Павла: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные… Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:47-50).

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/chto-dvizhet-patriotom-istsele...