Что делать, если в винограднике души бурьян, гусеницы и осы. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Что делать если в винограднике души бурьян, гусеницы и осы

Мы все знаем, что Христос в «Притче о винограднике» говорил современникам об их неверности и предательстве. О том, что, несмотря на усилия пророков и даже самого Сына Божия, их сердца остались злыми и враждебными по отношению к Богу. Но только ли об этом учит Христос в притче?

Говорят, что кроме Библейской Священной истории есть и другие священные книги. Это истории, написанные каждым из нас. У каждой души есть индивидуальная книга о ее отношениях с Богом. Это уже наше личное Богочеловеческое творчество. Душа человека – как переплетенная книга. Бог пытается водить нашей рукой, когда мы заполняем ее страницы. У нас получается неплохой почерк, когда мы не сопротивляемся Его воле, и выходят страшные «каляки», когда мы идем против нее. Об этом и учит нас сегодняшняя притча.

Ведь все то, что растет в нашей душе, посажено не нами, а Богом. Нам это дано в пользование, чтобы проносить урожай Творцу. Разве мы создали свой разум? Разве наши способности мыслить, чувствовать, желать являются следствием наших расчетов и успехов? Нет, все что мы имеем, – это Дар. Возможность чувствовать красоту мира, способность к радости и наслаждению, чувство восторга и умиления – это то, что мы получили как данность, от рождения, без всяких на то с нашей стороны усилий.

Это потенциальные свойства, которые мы можем использовать по-разному. Любой инструмент в человеческих руках может быть оружием как созидания, так и разрушения. Бог ждет от этого данного нам Дара плодоношения. Наши чувства, желания, мысли должны стать добрыми. Любовь, как сущность Бога, должна перейти и в нашу сущность. Потому что Бог – это Любовь. Это те плоды, которые мы призваны принести с виноградника нашей души. Для этого Бог нам посылает пророков добрых мыслей, указывающих нам, что есть Воля Божия. Бог дал нам Своего Сына – совесть, которая ведет ежесекундную борьбу за нашу душу.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с виноградарями, которые не принесли ему плодов? Вопрос риторический. Ничего хорошего нас не ждет, если не очнемся от пьянства страстей, если не выйдем из их запоя и не станем что-то делать с нашим запущенным виноградником души.

Главный вопрос для нас тогда будет – что делать и как? Если все листья в гусеницах, если вокруг заросли сорняков, а осы съели уже почти весь урожай? После нашего недоуменного тоскливого взгляда на всю эту разруху сзади в обязательном порядке подойдет какой-нибудь персонаж с бесовской мордой, обнимет ласково за талию и скажет: «Да расслабься, у всех вокруг тебя то же самое, пойдем лучше выпьем и забудемся – сразу хорошо на душе станет».

И вот этот момент – самый главный в жизни. Обернешься спиной к саду, пойдешь на этот бесовский голос – и последний шанс будет упущен. Останется только ожидание неизбежного. А неизбежное звучит очень страшно – «проклятие». Это не пожелание зла, это не ругательство, это отсечение. Отключение с розетки вечной жизни, смерть души, самое страшное, что только может произойти с человеком.

Да, конечно, первый помысел может быть отчаянным. Но отчего приходит отчаяние? От понимания невозможности что-то изменить? От количества работы? От недоумения, когда вообще все это можно привести в порядок? От того, что уже и руки не те, что в молодости, и поясница болит, и наклоняться тяжело? Вот здесь нужно принять одно важное решение. Лучше умереть на работе в винограднике души, чем в подвале возле бочки с вином страстей. По крайней мере, когда придет Хозяин виноградника, лучше, чтобы Он застал нас за выкорчевыванием бурьяна, чем пьяными с бутылкой в руках.

Потому что с виноградником связана и другая притча о наемных рабочих. Там было обещано дать равную плату и тем, кто работал целый день, и тем, кто трудился последний час. Другой вопрос, заданный Христом, звучит примерно так: «Двоим от управителя было дано одно и то же задание. Один сказал "не буду делать", а потом раскаялся и пошел, а другой пообещал сделать, но потом передумал и не пошел. Кто же выполнил волю управляющего?» Уж если еще цитировать Евангелие еще, то мне бы хотелось добавить и ответ Спасителя на вопрос апостолов «Так кто же может спастись»? Этот ответ потрясающе обнадеживающей глубины: «Людям это невозможно, Богу же все возможно».

Преподобный Иустин Попович размышляет по этому поводу так: «Ибо спасение – это спасение от греха, смерти и диавола. Тут беспомощен и человеческий ум, и человеческая логика, и человеческая наука, и человеческая философия, вообще вся человеческая природа, все человеческое, тут все принадлежит Богу и зависит от Бога… Возможно ли спастись Богочеловеком в мире, который весь, сверху, снизу, спереди, сзади пленен грехом, смертью и диаволом?.. Сила человеческая настолько умалена со всех сторон, что человек вообще не может себя спасти, даже и в мыслях представить это спасение. Отсюда и возникает отчаянный вопрос Апостолов: "Так кто же может спастись?» – на этот вопрос возможен только один ответ, и он дан Спасителем: Богу все возможно».

Вот где должна проснуться надежда. Да, я сам этот весь труд не подниму. Для того чтобы справиться с ним, должно произойти чудо. И Бог нам это чудо обещает. Но чтобы оно произошло, ты должен иметь решимость умереть, трудясь на винограднике души. Не просто работать спустя рукава, не так-сяк, а как смертник, который согласен, скорее, на смерть, чем на то, чтобы сдаться или отступить. Тогда будет чудо. Т.е. произойдет невероятное. Гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя, чудовище – в принца, мертвая вода жизни – в живую.

Бог идет позади нас. Он действует в согласии с тем, что мы выбираем. Если мы выбираем жизнь, Он творит с нами чудо жизни и дает нам то, что мы сами никогда бы не достали. Если мы выбираем смерть, Он уважает наш выбор и не насилует нас чудом жизни, от которого мы воротим нос. В итоге выбор делаем все равно только мы. Промысел лишь следует за нашим выбором.

Пока мы живем, дышим, двигаемся в этом теле, пока нам дано время, до тех пор и есть надежда. Когда время пройдет, когда Хозяин виноградника въедет в свои владения, то вместе со временем будет отнята и надежда. Следовательно, нужно не терять времени и несмотря ни на что делать то, что нам заповедано делать. Даже когда нам будет казаться, что в ведре дыра и вся набранная в колодце вода вытекает, пока мы ее доносим до кустов винограда. Мы все равно должны снова и снова идти за водой, пока нас несут ноги, пока еще можно сказать это слово – «пока».

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/chto-delat-esli-v-vinogradnike...