ЧТО АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ СОВЕТУЮТ ДЕЛАТЬ
Почему незнание апостольских писем чревато крупными последствиями, объясняет Сергей Комаров.
Вообразим себе чистый лист бумаги и мысленно напишем на нем два красивых слова: «христианство» и «Церковь». Первое слово у большей части наших граждан вызовет, скорее всего, положительные эмоции, ведь христианами себя считают почти все. Но вот со вторым словом ситуация сложнее. Значительное число людей, называющих себя христианами, в Церковь входить не хотят и знак равенства между двумя понятиями никак не согласятся поставить. Особенно если к понятию «Церковь» прибавить пять многострадальных букв – УПЦ МП – тут уже разговор может совсем испортиться.
Я вот к чему веду. Ныне мы вступили в благословенное время поста, посвященного апостолам Петру и Павлу. Все послания Павла, а после них и послания Петра, однозначно ставят знак равенства между двумя словами – «христианство» и «Церковь». Для святых первоверховных апостолов христианства вне Церкви не существует. Все их наставления обращены к христианским общинам, т. е. Поместным Церквам, и каждая страница апостольских писем говорит о христианстве как о жизни в церковной общине. В этом отношении статус апостольских посланий уникален, и эта уникальность должна занимать нас на протяжении всего церковного года, а тем более в дни поста, освященного именем первоверховных.
Незнание апостольских писем вообще чревато крупными последствиями. Не прочитав, например, в Послании римлянам строки об отношении христианина к светской власти, мы имеем на выходе агрессивных мятежников, бросающих камни в представителей закона и при этом называющих себя христианами и даже молящихся в капличках. Проигнорировав учение апостолов о семейных отношениях, мы пожинаем печальные плоды в виде бесконечных церковных разводов. Оставив за пределами внимания апостольские слова о любви и братстве христианском, наблюдаем за беснованием огромных народных масс, накаченных ненавистью к вчерашнему соседу и брату. Мы видим, как рука поднимается на женщину и старика, на мирного и беззащитного, и при этом слышим утверждение: «С нами Бог!» Самое страшное, что во всем этом порой участвуют церковные люди, и к Чаше подходящие, и Евангелие слыхавшие. Что-то там, внутри их сердца, случилось. И закрытие глаз на бесценные страницы апостольских посланий, простое неведение некоторых церковных истин занимают в списке причин этой трагедии далеко не последнее место.
Мы преступно холодны ко всему, что касается апостолов вообще. На Николая или Варвару в храме почему-то гораздо больше людей, чем на дни памяти евангелиста Матфея или Луки. Жития апостолов нам очень плохо известны. Миссия нас не зажигает, в проповеди христианства мы не участвуем. Послания святых апостолов для нас, как правило, терра инкогнита. При этом мы поем в Символе веры о «соборной и апостольской Церкви». В чем же проявляется наша апостольскость, если апостолы и их книги остаются для нас чуждыми темами?
А ведь корпус апостольских писем – это всегда актуальное чтение на темы церковной жизни. Наши проблемы в основном все те же, и человек от I до XXI века вообще мало поменялся. Например, только у одной Коринфской общины Павел находил следующие болезни: внутрицерковные разделения на различные партии, факты безобразнейшего блуда, непонимание сути духовных дарований, неверие в воскресение мертвых, случаи вкушения идоложертвенного, бесчинства в церковных собраниях, движение эмансипации среди женщин, судебные процессы между членами одной общины. Чего из этого нет и у нас сегодня, в тех или иных формах? Все есть, и периодически всплывает то одно, то другое. Так почему же не почитать, что Павел советует делать?
Интересно, что такой серьезный список грехов не мешает апостолу называть общину Коринфа Церковью. И эта ситуация раскрывает важнейшую мысль о Церкви вообще. Церковь Христова не есть общество безгрешных людей, но больница. Здесь лечатся, а не блистают святостью. Да, святость есть наше призвание. Но путь к ней – долгий путь лечения горькими травами, пиявками и прижиганием, и много чем еще. Если не вникать в апостольский текст, как понять эту важную истину? Ведь многие уверены, что раньше все было хорошо, а теперь все плохо. Апостольские же послания помогают снять эти розовые очки и заставляют смотреть на церковную жизнь трезво.
Взгляд на Церковь человека, регулярно читающего Апостола, можно назвать тройным. Это взгляд из прошлого, настоящего, будущего. Человек понимает, что Церковь – его семья, в которой все немножко больны, и он в том числе. Болячки родных не есть повод бросать семью. Надо быть вместе и лечиться у Главврача, Который один здоров, свят, совершенен. Так было, есть и будет.
Словом, апостольский пост зовет нас открыть драгоценные страницы четырнадцати Посланий Павла и двух Посланий Петра. Две недели достаточно, чтобы прочитать эти тексты не торопясь и осмысленно. А если со святоотеческими толкованиями – еще лучше. Святые апостолы не оставят нас без награды за такой труд. Впрочем, небесная красота и океанская глубина апостольской мысли будут лучшим вознаграждением для всякого, кто, помолившись, возьмет в руки книгу Апостол с намерением прочитать ее до конца. А возможно, кто-то впервые откроет для себя тот самый знак равенства между Церковью и христианством. Бог в помощь! Пост уже начался.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии