ЧТЕНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА – НАШЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО КО ХРИСТУ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на апостольское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице.

 

В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны.

Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

Первое, что отмечает Павел по поводу ветхозаветных книг, – они написаны «нам в наставление». Как может быть наставлен человек? Через нравственные заповеди и примеры праведной жизни. Именно это и открывает нам первая половина Библии. Богатая парча ветхозаветных текстов соткана из тонких нитей взаимоотношений человека и заповеди. Разогните старые Писания на любой странице – и перед нами откроется великая школа жизни пред лицом Божиим, бездна наставлений для людей всех времен и народов. Здесь человек ищет Господа, а Господь готовит человека к Своему посещению.

Вот Иаков борется с Богом, но в то же время он страстно желает узнать Его Имя, желает богопознания. И в этой борьбе с Господом и желании познать Его каждый человек узнает себя. В тесный узел завязаны во всех нас любовь к Творцу и противление Ему, желание исполнить заповедь и глубокая внутренняя немощь для делания добра, сила ума и нерешительность сердца.

Вот Бог жестоко наказывает свой народ, но в конечном счете эти удары высекают искру покаяния и молитвенного взывания. Не так ли и мы? «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:5) – вновь и вновь нужно нам услышать порой, чтобы произнести, наконец: «Господи, помилуй».

Вот возлюбленная ищет Возлюбленного, скрывающегося среди загадочных образов Песни Песней. И мы узнаем в невесте свою душу, а в Женихе – Христа. Сквозь туман тысячелетий эти древние образы настигают нас, и мы вдруг понимаем: все это обо мне.

Далее апостол продолжает: «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Терпение. Вот уж чему просто нельзя не научиться из истории богоизбранного народа! Они ждали Мессию несколько тысяч лет, сохраняя веру в Его пришествие. Великое терпение ветхозаветных праведников прямо касается нас. Павел пишет об этом: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:38–40). Получается, что эти святые до Христа, от Авеля до Маккавейских мучеников, терпели в некотором смысле и ради нас и для нас же сохранили веру. И даже только по этой причине мы должны любить их и знать их жизнь.

Утешение. Златоуст, страдая в ссылке, писал в одном из писем, что большое утешение и отраду доставляет ему размышление о безвинных страданиях праведного Иова. Но это – Златоуст, в отношении же нас требуется некоторая поправка. Утешение из Писания мы начнем черпать лишь тогда, когда и сами станем в чем-то похожи на библейских персонажей. Только единство в духе способно сблизить их души и наши. Единство же это дает жизнь во Христе. Если мы страдаем как христиане, как исповедники, а не как преступники закона, то уподобляемся Иову. Если, согрешив, не отчаиваемся, но каемся и молимся – становимся похожими на Давида; доверяем во всем Богу и не боимся ничего в мире – поступаем как Авраам; живя в Содоме, не заражаемся развратом сами – значит, подражаем праведному Лоту.

Вообще подвиги всех ветхозаветных отцов и матерей есть пророческое указание на новозаветные, христианские добродетели. Иов проповедует терпение. Авраам удивляет верой. Давид возвышается молитвенной стойкостью. Соломон являет мудрость. Иудифь поражает мужеством. Иосиф светится чистотой и целомудрием. Воспитывая эти качества в себе, мы в духе сообщаемся с их старозаветными предвозвестителями и получаем духовное утешение из Писания, достигающее глубины сердца.

Далее проповедник говорит о надежде: «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Надежда – одно из имен Божиих. «Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби!» (Иер. 14:8) – вопил к Богу пророк Иеремия. Мы все, братья и сестры, всегда надеемся на что-то или на кого-то: деньги, друзей, самих себя. Но как редко даже и у христиан можно найти надежду именно на Бога! На словах – сколько угодно, на деле – «индикатор около нуля». Почему? Дело в том, что надежда на Христа может жить в человеке настолько, насколько он сам познал Христа. Мы плохо знаем Христа, поэтому мало в нас надежды. Наша надежда – это наш духовный опыт. Он является главным доказательством бытия Бога и основой нашей надежды – надежды на то, что наше познание Христа, начавшись здесь, продолжится там. В жизни сей Христос есть наша надежда; в жизни будущей Он станет ее исполнением.

Итак: наставление, терпение, утешение, надежда. Все это дарит нам мир ветхозаветной Библии, которая в своих вечных смыслах не устареет никогда. Ладонь Божия раскрыта, и этот дар ждет нас. Господь не дарит нам ничего бесполезного, значит, и этот подарок нам жизненно необходим. Поспешим же сделать его своим!

Сергей Комаров

https://pravlife.org/ru/content/chtenie-vethogo-zaveta-nashe-palomniches...