Четвертый из Великих. Елизавета Пронь

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Четвертый из Великих

Житие преподобного Пахомия Великого, как и большинства христианских святых, исполнена парадоксов и неожиданных поворотов, от рождения до блаженной кончины. Чего стоит только то, что столп веры и наставник монахов был жрецом бога Сераписа и имел все шансы высоко подняться по карьерной лестнице. Святой Пахомий родился в конце III ве­ка в египетском городе Фива­и­де в языческой семье. Нельзя сказать, что дикие, порой слишком жестокие и кровавые устои язычества были очень близки юноше, который рос добрым, отзывчивым, рассудительным парнем, но отцовские неписанные правила взяли свое. Родители позаботились о том, чтобы дать сыну, способному к наукам и новому знанию, хорошее образование и армейскую закалку, будущий святой даже был солдатом в войске Константина Великого. Именно там, в ходе военных действий, с двадцатилетним Пахомием произошла ситуация, переломившая всю его жизнь.

Шел 315 го­д, армия императора стояла возле одного небольшого города. Еще необстрелянных воинов разместили в зда­нии городской тем­ни­цы под охра­ной стра­жи. Запасы провизии иссякали, и молодые здоровые мужчины жили впроголодь. Чистую душу юноши глубоко поразило то, как человечно поступили местные христиане, узнав о солдатских невзгодах. Добрые люди приносили еду, питье, кормили и пытались всячески услужить воинам. Им никто не платил, никто не велел, они поступали так, как подсказывало собственное сердце и заповеди Христа. Забота незнакомых людей не просто удивляла Пахомия – он видел, как искренне они волновались за, фактически, чужих детей, как беспокоились и помогали, и делали это безвозмездно, ради своего Бога. Это было так ново для молодого язычника, что не давало ему покоя долгое время. Он знал, что во имя богов убивали, приносили жертвы, возжигали курильницы – но бескорыстно делать добро во имя Господне – такого он до сих пор не видел. Горожане рассказали любознательному Пахомию о своей вере, о Господе Иисусе, Который пострадал за грехи всего человечества, был распят, воскрес и вознесся на небеса, оставив Своим верным Слово Истины и заповедь о люб­ви к ближ­ним. Чистую душу юноши сильно взволновали эти знания, и он дал себе обещание принять христианство.

После окончания военных действий и победы армии императора Константина Пахомий крестился, и это Таинство действительно стало его обновлением и рождением нового человека. Молодой человек поселился в отдаленном се­ле­нии Ше­не­сит в Фиваидской пустыне и сра­зу же стал ве­сти стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. Но с языческими нравами и привычками было не так просто распрощаться, и, не сумев полностью обладать со своими чувствами, после десяти лет отшельничества, Пахомий признал, что нуждается в наставнике. Его духовным отцом стал известный пустынник из Фиваиды, старец Па­ла­мо­н. Этот отшельник жил в христианской общине Тавенне на восточном берегу реки Нил. Вместе со старцем подвизались и несколько анахоретов. Нового жителя пустынники приняли радушно, с великой христианской лю­бо­вью, и Пахомий стал рев­ност­но про­хо­дить мо­на­ше­ские по­дви­ги по при­ме­ру сво­е­го на­став­ни­ка. Живой ум не давал мужчине просто скрупулёзно исполнять установленные правила, – он пытался внести что-то полезное в жизнь общины.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Па­хо­мий, идя по пу­стыне, услышал дивный голос, что приказывал ему основать на месте развалин старого селения христианскую обитель. Услышанным он поделился с духовником, и старец Паламон благословил начало строительства. Старый аскет также предсказал будущую славу этого места. Пахомий не особо вникал в слова старца, а самоотверженно трудился над постройкой. Это не был монастырь или храм в нашем понимании, подвижники запланировали неболь­шое ино­че­ское жи­ли­ще. Через некоторое время преподобный старец ото­шел ко Гос­по­ду, а свя­то­му Па­хо­мию явил­ся Ан­гел Бо­жий в об­ра­зе схим­ни­ка. Получив от небесного посланца устав мо­на­ше­ской жиз­ни, преподобный не до конца понимал, что должен делать дальше. Но Господь все устроил.

По­сте­пен­но к пре­по­доб­но­му Па­хо­мию ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки, и первым из них стал его стар­ший брат Иоанн. Поистине железным терпением, чистой верой, постом и молитвой подвижник научился отражать постоянные искушения и нападки врагов человеческого рода. Число учеников преподобного быстро множилось, а вместе с количеством жителей обители, казалось, множились и силы самого Пахомия. Он успевал все и везде: трудиться на монастырских работах, ухаживать за садом, служить немощным, лечить больных, давать советы просившим наставления. Преподобный непрестанно молился, был источником доброты и утешения для братии. Взамен настаивал на беспрекословном подчинении иноков настоятелю, который в монашеской иерархии, установленной самим Пахомием, занимал место монарха. Пре­по­доб­ный счи­тал, что по­слу­ша­ние, ис­пол­ня­е­мое с усер­ди­ем, вы­ше по­ста и мо­лит­вы, и тре­бо­вал от ино­ков точ­но­го со­блю­де­ния уста­ва, стро­го на­ка­зы­вая на­ру­ши­те­лей. В обители был учрежден устав об­ще­го жи­тия, иноки носили одинаковую одежду, питались из общей кухни, не имели собственных денег – обо всем заботился настоятель. Молитву и заботу о душе монахи соединяли с разнообразными послушаниями, среди которых одним из наиважнейших преподобный называл пе­ре­пи­сы­ва­ние книг.

Обитель разрасталась и насчитывала уже 7 монастырей. Ко­ли­че­ство ино­ков под руко­вод­ством пре­по­доб­но­го Па­хо­мия доходило до 7 000. А святой все так же успевал опекать всех, по­се­щал все общины и управ­лял ими. Не смотря на колоссальный объем проделываемой работы и глубокое уважение от многочисленных верующих, в душе пре­по­доб­ный оста­вал­ся тем же смиренным юношей, готовым к повиновению и получению новых познаний.

Фактически, святого Пахомия можно считать создателем общежительной формы монашества, киновитства, которую преподобный считал более соответствующей человеческой природе, нежели отшельничество в духе Антония Великого. Он соединил разрозненные жилища монахов в одном месте, огородил общину стеной и составил для последователей святого Антония правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы.

Примечательно, что его идеи пришлись по душе многим, даже великий подвижник Василий Великий, побывав в новообразованной киновии, многое заимствовал для подобной общины в Кессарии Каппадокийской. Устав, утвержденный там, до сих пор используется в большинстве православных монастырей. При этом преподобного нельзя назвать создателем монастыря в современном понятии слова. Киновия отличается от монастыря тем, что монахи там хотя и проводят часть дня вместе, но живут каждый по отдельности и часть дня проводят наедине с собой. Все это является приготовлением для более высокого аскетического уровня. Поэтому преподобного также называют отцом схимничества в его современном понимании. Обычай пользоваться четками во время молитвы, распространенный в христианской практике, так же был учрежден святым Пахомием.

Поначалу в киновиях не было строгого отделения мужчин от женщин, но как-то к преподобному пришла повидаться его сестра Мария. Они не встречались очень давно, но преподобный через привратника передал женщине, что не выйдет к ней, и благословил вступить на монашеский путь. Так Мария стала первой инокиней женской обители. Монахи из Тавенисской общины построили для нее жи­ли­ще на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу Ни­ла, а со временем там появились и другие насельницы. В женской обители был такой же строгий устав, как и в мужских монастырях. Перед кончиной преподобного Пахомия община в Тавенисси насчитывала свыше 3000 иноков обоих полов, подвизающихся в 9 мужских и 2 женских обителях.

Все насельники, независимо от пола, очень любили святого. Очень строгий к се­бе, пре­по­доб­ный Па­хо­мий был очень снис­ходительным к своим еще недо­ста­точ­но зре­лым ду­хов­ным детям. Он все­гда по­учал ино­ков иметь на­деж­ду толь­ко на милосердие Господне. Творец щедро благословил Своего служителя дарами ис­це­ле­ния бо­лез­ней и чудотворения. В один год в Тавенисской оби­те­ли не хватило пшеницы для пропитания иноков. Всю ночь свя­той молился, а утром под воротами монастыря насельники увидели щедрое пожертвование от горожан – хлеб для обители.

Одному из монахов, который горел желанием принять мученический венец, преподобный запрещал покидать стены обители. Но тот, вместо смиренного исполнения послушания, все-таки ушел и попал в руки разбойников. Те заставили его совершить жертвоприношение языческим идолам, и непослушный инок в полном отчаянии возвратился в монастырь. Преподобный принял его, как блудного сына, с великой отцовской любовью, но благословил усилить молитву и безмолвствовать. Это, наверное, и спасло монаха от смертельного уныния. Никогда и ни в какой ситуации святой Пахомий не осуждал сам и учил вся­че­ски опа­сать­ся осуж­де­ния дру­гих.

Притчей во языцех стала история, когда преподобный наказал повара, который не готовил мо­на­хам ва­ре­ной пи­щи, ссы­ла­ясь на то, что бра­тия лю­бят по­стить­ся. Вме­сто сво­е­го по­слу­ша­ния он сплел 500 ро­гож, но авва Пахомий не одоб­рил его по­ступ­ка. Как на­ка­за­ние за непо­слу­ша­ние, он благословил повару сжечь все сплетенное.

В 348 году преподобный тяжело заболел – подхватил моровую болезнь. Из одра болезни он так и не поднялся, почил в возрасте 53-х лет и его последним пристанищем стало подножие горы у Тавенисской обители. 

Преподобного Пахомия Великого историки Церкви ставят в один ряд из такими столпами Православия как Антоний, Макарий и Евфимий Великие. Подвижник, аскет, истинный монах, пример для иноков наших дней. Ему было открыто многое, в том числе, и последующие судьбы монашества. Свя­той предсказывал, что по­след­ние мо­на­хи не бу­дут иметь та­кой рев­но­сти к по­дви­гам, как пер­вые, бу­дут хо­дить как во тьме, не имея опыт­ных ру­ко­во­ди­те­лей. «Про­стер­шись на зем­ле, пре­по­доб­ный Па­хо­мий горь­ко пла­кал, взы­вая к Гос­по­ду и про­ся ми­ло­сти к ним. В от­вет он услы­шал Го­лос: «Па­хо­мий, помни о ми­ло­сер­дии Бо­жи­ем. О по­след­них мо­на­хах знай, что и они по­лу­чат на­гра­ду, ибо им при­дет­ся стра­дать от тяж­кой для ино­ка жиз­ни», – сказано в житии преподобного.

Времена меняются, но Христос с нами во все дни, до скончания века. От эпохи Пахомия Великого не изменилась и спасительная Истина, воплощенная в Евангелии. Истина, которой он следовал всю свою жизнь, на которой строил уставы своих обителей, которая была его путеводной звездой. Пусть и для современных монахов, и для нас, простых мирян ХХІ века, жизненным ориентиром будет и пример преподобного Пахомия Великого, и слово Христовой Истины на страницах Вечной Книги.

http://uoj.org.ua/publikatsii/chya-to-zhizn/chetvertyy-iz-velikikh