Через причащение Святых Христовых Таин мы стали сродниками Господними по плоти

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Через причащение Святых Христовых Таин мы стали сродниками Господними по плоти

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Очень многие люди ищут свой путь к Богу, но зачастую представляют себе Бога далеким от человеческой жизни. В их представлении Бог наблюдает за человеком со стороны, наказывает за грехи и поощряет за добрые дела, но находится так далеко, что добраться к Нему невозможно, можно только обращаться к Нему с просьбами, на которые Он иногда отвечает, а иной раз нет.

Но мы, христиане, знаем Бога совсем по-другому: Он близок к нам и находится рядом с нами. И в праздник Рождества Христова, который продолжается, мы прославляем Бога, ставшего человеком, одним из нас для того, чтобы мы не чувствовали гигантской и непреодолимой человеческими силами дистанции, отделяющей нас от Господа; чтобы мы всем своим сердцем ощутили тайну спасения и приобщились к ней.

Расстояние, которое отделяет людей от Бога и которое невозможно преодолеть никакими человеческими усилиями, Господь Сам преодолел. Он родился в обычной человеческой семье. У Него были сродники по плоти, чью память мы сегодня празднуем в Неделю по Рождестве Христовом. Это и Иосиф Обручник, который был законным отцом Иисуса Христа, хотя и не был Его физическим отцом, потому Христос родился от Святого Духа и Марии Девы. Это и царь Давид, который был Его предком по плоти, вместе со всеми Его другими предками, которые упомянуты в Его родословных в Евангелиях от Матфея и от Луки. Это Иаков, брат Господень, который не был Его родным братом, но состоял в некой родственной связи с Ним и который после Его смерти и воскресения возглавил Иерусалимскую христианскую общину.

Но не только эти люди, которых мы вспоминаем сегодня, являются сродниками Господними по плоти: Господь каждого из нас сделал Своим родственником, Своим братом и сестрой, сыном или дочерью. Он усыновил нас через наше участие в жизни Церкви и через причащение Святых Христовых Таин, через которое мы соединяемся с Ним духовно и телесно. Как говорят нам святой Иоанн Златоуст и преподобный Симеон Новый Богослов, через причащение Святых Христовых Таин мы стали сродниками Господними по плоти. А значит, Он воспринимает нас не как каких-то далеких от Себя человеческих существ, но как Своих родственников: Он нас любит, о нас заботится, помнит непрестанно.

Любовь Божия к нам является одновременно отеческой, материнской, братской и сестринской, и превосходящей все виды человеческой любви, ибо она  лишена какого-то бы то ни было эгоизма. Любая человеческая любовь в той или иной степени имеет эгоистические черты: мы любим, потому что человек нам нравится, потому что он нам близок. Иной раз мы считаем любимого человека своей собственностью, ревнуем его к другим людям и так далее. Можно перечислить много признаков человеческой любви, которые тем или иным образом связаны с нашим собственным «я» и являются проявлением нашего эгоизма.

Любовь Божия к  людям – не эгоистическая, но жертвенная. Эта любовь была явлена в наивысшей степени через страдания и смерть Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа, через Его смерть на кресте, которая была искупительной для каждого человека.

Господь любит нас не потому, что Он в нас нуждается – прежде всего мы нуждаемся в Нем. Мы любим Господа так, как на это способны, настолько, насколько хватает нашего сердца. Мы отдаем Ему часть своего времени, своей жизни. А Он отдал нам всего Себя. И когда в праздник Рождества Христова мы вспоминаем необыкновенное в истории человечества событие Боговоплощения, мы прославляем Бога, Который стал близок к нам, стал одним из нас, пришел к нам для того, чтобы жить с нами и никогда нас не оставлять.

Собираясь в храме на Божественную литургию, вознося вместе нашу молитву, мы прославляем Бога, Который стал человеком. И Господь ожидает от нас, что в эти рождественские дни мы принесем Ему свои дары. Не потому, что Он в них нуждается, а потому, что нам необходима эта жертва, чтобы хоть чем-либо, хотя бы символически «отплатить» Ему за любовь, которую Он нам даровал, за жертву, которую Он принес ради нас.

Волхвы шли из далекой земли. Шли много дней, а, может быть, и много месяцев для того, чтобы принести Господу дары – золото, ладан и смирну. Христос не нуждался в этих дарах, но они нуждались в том, чтобы их принести Ему, чтобы поклониться Родившемуся в мир Спасителю мира.

Господь от нас ожидает даров, но не материальных, а духовных. Он ожидает, что мы будем исполнять Его заповеди и стараться жить так, как Он нам повелел: читать Евангелие и сверять с Евангелием свою жизнь, совершать добрые дела по отношению к нашим ближним, любить их не эгоистической, а жертвенной любовью, подобной той любви, какой Бог возлюбил нас. И каждый раз, когда в храме совершается Божественная литургия, Господь приглашает нас причащаться Святых Христовых Таин, дабы не только своими силами мы пытались приблизиться к Богу, надеясь исключительно на свои добрые дела, подвиги или заслуги, но чтобы мы черпали от Него Самого силы, необходимые нам для того, чтобы стать такими, какими Он хочет нас видеть.

Будем в рождественские дни прославлять Бога, ставшего человеком, Который пришел к нам и пребывает с нами. И будем просить Его, чтобы Он Сам был нашим путеводителем на пути в Царствие Небесное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

Митрополит Иларин (Алфеев)
12 января 2020 года

https://mospat.ru/ru/2020/01/12/news181894/