ЧЕМ РИСКУЮТ ВЕРУЮЩИЕ, ИГНОРИРУЯ БОГОСЛОВСКИЕ ИСТИНЫ?
Мы все призваны стать богословами, убежден преподаватель КДА архимандрит Феодосий (Марченко).
Фото: © Православная жизнь
– Чем богословие отличается от философии и нужно ли оно обычному верующему?
– Богословие – это наука, излагающая в систематическом порядке основные вероучительные истины христианства, в которых понятие о Боге трактуется не как отвлеченная идея, а практический опыт познания Творца: познания не столько рационального (многие богословские дисциплины описаны и истолкованы в конкретных книгах), сколько познания прежде всего на опыте.
Во многих философских системах вопросы о Боге представлены лишь как отвлеченная идея, исключающая живое общение с Ним (например, посредством молитвы), а также жизненный опыт, который познается в богословии.
По выражению одного из святых отцов: «Богослов – это тот, кто молится, кто разговаривает с Богом. А философ – это тот, кто разговаривает о Боге». В одних философских системах понятия о Боге есть, другие его исключают, а третьи признают как одну из философских идей, которая имеет место быть среди прочих.
Богослов не мыслит Господа вне личного общения с Ним.
– Т. е. Бог – это не предмет науки…
– Да, Его нужно познавать рационально и опытом духовной жизни.
– На каком уровне нужно овладеть богословием? И чем мы рискуем, игнорируя богословские истины?
– Церковь призывает разных людей: и философов, и богословов, и интеллектуалов, представителей культуры, науки… и простых верующих. Все пласты нашего общества посещают Церковь. Каждый может овладеть знаниями в силу своих возможностей.
Даже простым людям, которые располагают базовыми знаниями о Боге, необходимо познавать Творца.
– На каком уровне?
– Человек учится исполнять Заповеди Христовы – это и есть богословие. Опытное осуществление Заповедей Христовых в своей жизни – самое высшее богословие. При этом в человеке рождается то, чего, возможно, он не прочитает в книгах, но оно будет записано в его сердце.
Вспомним пример Марии Египетской, которая сорок лет провела в пустыне, не имея ни Священного Писания, ни творений святых отцов, ни богословских книг, которые бы о чем-то рассказали. Но мы точно знаем, что Духом Святым эта подвижница посредством борьбы со своими страстями, деланием каких-то добродетелей постигла то, чему впоследствии удивлялся один из пустынножителей, старец Зосима, и получал от нее наставления.
Поэтому познание Бога может происходить не только рациональным путем, но и когда человек в своем воспитании, интеллектуальных особенностях ограничен. Для любого познание Творца доступно посредством Духа Святого, о чем говорил прп. Силуан Афонский в своих творениях.
– Из-за отсутствия элементарных знаний о Боге случается искаженное понимание о Нем, когда Творца воспринимают как некого тирана, который только наказывает и мучает.
– Это бывает в начале пути познания или когда человек останавливается в своем развитии и желании познавать Господа. Церковь для таких людей остается чем-то внешним, куда можно прийти, стать где-то с краю и быстренько уйти. Нет ощущения, что ты член Церкви, что ты часть церковной семьи…
Это часто происходит из-за страха, который возникает вследствие незнания элементарных вещей: как правильно вести себя в храме, что нужно делать, чего нельзя.
– Что бы Вы посоветовали в таком случае?
– В первую очередь, важен человеческий фактор в отношении воцерковляющегося человека. Людям воцерковленным нужно стараться быть внимательными и чуткими к тем, кто впервые переступил порог храма. Первой реакцией должно быть не столько резкое замечание, сколько мудрая и тактичная подсказка тому, кто что-то не так делает, потому что делает впервые.
И, конечно же, все эти страхи быстро развеиваются, как только человек овладеет базовыми знаниями, например, прочитает брошюры, которые есть в каждом храме. В них доходчиво описано, как правильно поставить свечу, обратиться к священнику, взять благословение, подготовиться к Таинствам и т. д.
Но это не самая большая проблема. Главное, быть искренним. Важно, чтобы человек пришел в Церковь и разрушил шаблоны неверных представлений о Боге и доме Божьем, не побоялся спросить, уточнить, живо всем интересоваться. Ведь страх этого является признаком гордыни.
Людям, вступившим на церковную стезю с желанием познать Бога, я бы, с рациональной точки зрения, рекомендовал читать брошюрки, пособия, а с духовной – беречь себя в мыслях и бояться согрешить словом и поступками перед своим ближним.
Базовые пособия для интересующихся:
«Азы Православия», «В помощь кающимся: как правильно подготовиться к исповеди и Причастию», «Как правильно выбрать крестных родителей», «О молитве (творения святых отцов)», «Этикет поведения на службах в православных храмах».
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/chem-riskuyut-veruyushchie-ignoriruya-bogosl...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии