ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ И МЕСТНОЧТИМЫЕ СВЯТЫЕ? КАК ИХ НУЖНО ПОЧИТАТЬ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О чинах святых.

Понятие «канонизация» обозначает причтение Православной Церковью того или иного подвижника благочестия к определенному лику святых:  патриархи, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, священномученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники, мученики, исповедники, праведные, благоверные князья, преподобные, страстотерпцы, бессребреники,  блаженные (Христа ради юродивые). Есть такие индивидуальные чины святых, которыми Церковь отмечала только конкретных людей. Например, святые праотцы Адам и Ева – т. е. первые люди, которые для всех нас являются прапра…. дедушкой и прапра… бабушкой. Или святые богоотцы Иоаким и Анна – родители Девы Марии, названные богоотцами за то, что они родили Пресвятую Богородицу, ставшую Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Три первых чина святых – патриархи, пророки, апостолы – также, скажем, уже закончены. С чином святых патриархов не стоит путать титул Святейших Предстоятелей Церквей – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и т. д. Под чином святых патриархов подразумеваются святые родоначальники человечества – потомки праотцев Адама и Евы, ведших благочестивую, подвижническую святую жизнь во времена Ветхого Завета – патриарх Сиф, патриарх Енох, патриарх Ной, патриарх Авраам и т. д. Пророки, вещающие людям волю Божию и ведомые Святым Духом, также жили преимущественно во времена Ветхого Завета. Их главной задачей было возвещать людям о пришествии Грядущего Мессии – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это и святой пророк Исаия, и святой пророк Иезекииль, и святой пророк Илия и прочие ветхозаветные пророки. Последними новозаветными пророками были святые Иоанн Креститель и его отец Захария. Но такой дар Святого Духа, как пророчество, не изгладился из жизни Церкви, он продолжает проявляться в деятельности тех или иных угодников Божиих. Как служение определенного свойства пророческий чин полностью исполнился с пришествием в мир Спасителя. Святые апостолы, как ученики, выбранные самим Христом, также составляли вполне определенную группу людей, с которых в результате благодатных даров Святого Духа и началась Церковь. Они рукоположили первых епископов, священников, диаконов. Равноапостольные же мужи и жены могут быть канонизированы и сегодня. Это те угодники Божии, которые потрудились в деле миссионерства, распространения слова Божия и привели ко Христу, как правило, целые народы – святые равноапостольные великие княгиня Ольга и князь Владимир для восточных славян или святой равноапостольный архиепископ Николай для японцев.

Святители – это чин святых, в которых канонизировали архиереев, т. е. священников высшего чина церковной иерархии: Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов.

В чине священномучеников прославляются лица в священном сане – епископы, иереи, диаконы, принявшие мученическую смерть за Христа.

Священноисповедники – это лица в священном сане, которые умерли ненасильственной смертью, но в течение жизни также приняли мучения за православную веру: например, тюрьмы и лагеря, пытки на допросах в советское время.

В чине преподобных прославляются люди, которые приняли монашеский постриг и вели аскетическую добродетельную Богоугодную жизнь, исполненную любви к Господу и к людям. Преподобные могут также быть прославлены в чине преподобномучеников и преподобноисповедников.

Мученики и исповедники – это люди-миряне, перенесшие вышеописанные подвиги за Христа.

В чине праведных прославляются «белые» женатые священники или миряне, которые вели богоугодную аскетическую молитвенную праведную жизнь. Такими, например, были праведная Тавифа, исцеленная святым первоверховным апостолом Петром (Деян. 9:36–43), праведные Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев, Иулиания Лазаревская, Артемий Веркольский, Симеон Верхотурский и многие другие.

Благоверные князья – это святые подвижники, принадлежавшие к княжеским и царским фамилиям, страстотерпцы – люди, которые были убиты по политическим мотивам, однако претерпевшие мучения, гонения и смерть с истинно христианским терпением и упованием на Бога. Таковыми были святые император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Мария, Татиана, Анастасия, Ольга.

В чин святых бессребреников входят люди, принявшие ради Христа подвиг добровольного нищенства и служения Богу и людям. Это, к примеру, святые чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан и иные.

Блаженные – это те люди, которые приняли на себе подвиг юродства (церковнославянское – «безумие», «сумасшествие») – мнимого безумия для мира, добровольного нищенства ради Христа и многих скрытых аскетических подвигов: блаженный Андрей Юродивый, блаженная Ксения Петербургская, многие другие.

Само слово «канонизация» обозначает в переводе с латинского «брать за правило». Его русским синонимом является «причтение» к лику святых, или «вчинение», «вмещение» в лик святых. Греческая каноническая традиция использует термин «провозглашения» святым.

Итак, какие же факторы из жизни того или иного подвижника влияют на возможность причисления к лику святых? Их обрисовывает в своем сочинении Иерусалимский Патриарх Нектарий: «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес; 3) весьма необходимо ввиду того, что в наше время недобросовестные люди подделывают чудеса и вымышляют добродетели – и потому свидетельством святости признается также нетление мощей или благоухание костей».

На сегодняшний день существует Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Подобные комиссии, созданные по благословению Правящих Архиереев, существуют также и в епархиях.

Данные учреждения собирают сведения о житиях подвижников благочестия (так называют святых до канонизации), о чудесах, происходящих от их икон и мощей, о народном почитании. Потом предоставляют собранные сведения на заседание Священного Синода, на котором уже принимается решение о канонизации. Оно также может быть принято на Соборе епископов УПЦ или на Соборе УПЦ.

Разделение же на общецерковных и местночтимых святых является скорее географичным и историческим. Есть святые, которые исторически почитаются всей полнотой Вселенской Церкви – святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Чудотворец и другие; Поместной Церкви – для Русской – праведный Иоанн Кронштадтский, Димитрий Ростовский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, и другие. А есть святые, которые исторически почитаются на территории определенной епархии (области; в древности монастыря, храма или города). К примеру, для Киевской епархии – преподобный Иона Киевский, для Николаевской – священномученик Николай Романовский, новомученики Васильевские, для Донецкой епархии – преподобный Илья Макеевский.

Мне кажется, исходя из того факта, что каждому народу или региону дается свой Ангел Хранитель, можно сказать, что по Божьей воле определенной земле дается и свой небесный покровитель – святой подвижник, который подвизался на ней и по смерти предстательствует за ее жителей перед Престолом Божиим.

В литургической же богослужебной традиции между почитанием общецерковного святого и местночтимого святого нет никакой разницы: дни памяти, внесение в святцы (месяцеслов), иконы, мощи, акафисты, тропари, кондаки, иные молитвословия и службы.

Мы же, дорогие братья и сестры, будем обращаться ко всем угодникам Божиим, веря, что они, находясь в чертогах небесных, не покидают и нас, грешных, стараясь вести узкой тропочкой спасения в Царствие Небесное.
Вси святии, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

http://pravlife.org/content/chem-otlichayutsya-obshchecerkovnye-i-mestno...