Чем орлы отличаются от воронов, или Что нужно для спасения. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Выйдите из среды их и отделитесь и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас...» (2 Кор. 6:17-18). Фото:instagram.com/nspm.ua

Литургическое чтение Нового Завета в 17-ю неделю по Пятидесятнице говорит нам о том, что нужно для того, чтобы стать Божьим чадом. Ответ предельно прост – богоподобие.

Жизнь нам дана для того, чтобы, живя в мире, мы сумели отвергнуть все то, что он нам предлагает в качестве наживки. «Выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6:17-18). А Евангелие ставит планку нашего восприятия врагов на уровень того, как их воспринимает Бог. «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35-36).

Так, смиряясь, человек достигает Неба, а гордый ломает хребет и сам себе сносит голову. Великие старцы современности учат: «Чем больше наполнишь ум помыслами, тем быстрее приблизишь свой конец». И наоборот: «Чем чище будет ум, тем безоблачней сердце». Кроткая и смиренная душа сможет устоять в любую бурю, а буйный в своих страстях разбивается как яйцо, выпавшее из рук. Поэтому нам нужно научиться не смотреть на тех, кто против нас, а думать – на нашей ли стороне сейчас Христос.

Если человек сможет сохранить эту связь и сделать так, что Христос будет всегда жить в его сердце, то что ему сможет сделать мир?

Сегодня часто приходится слышать о том, как нужно отстаивать свое право не веру, как лучше бороться с людьми, которые хотят у нас это право отнять. Но почти никто не учит тому, как взращивать в себе благодать. Не учат, потому что уже и не помнят, как это нужно делать. Взаимная злоба, тревожность, напряжение раскачивают наш мир и выводят из равновесия человеческие души. А сатане только это и нужно! Потому, что именно так теряется связь со Христом. А если ты ее потерял, то будь ты хоть сто раз прав, это тебе не принесёт никакой пользы. Но если человек сможет сохранить эту связь и сделать так, что Христос будет всегда жить в его сердце, то что ему сможет сделать мир? Он может отнять у него храм, здоровье и саму жизнь, но что с того, если Христос уже воссел на престоле его сердца, если немощи плоти только отсекают оставшиеся страстные движения, если «жизнь для него – Бог, а смерть – приобретение». Такой человек неуязвим для мира и страшен для демонов. В какой бы части света не находился христианин, главное, чтобы сердце его находилось во Христе, а помыслы не прикасались к уму.

Благодать не придёт от чтения новостей, от ненависти к еретикам или от возмущения творящимися беззакониями. Она придёт к тем, кто оторвал сердце от земли и «горЕ имеет сердца». Никакая деятельность ума даже близко не сравнится с тишиной безмолвия и тихим ручейком покаянной молитвы. Мир стоит на трех китах – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Духовная практика также стоит на трех китах – очищения, просвещения и обОжения. Любовь – на китах самоотречения, самопожертвования и самоотдачи. Кто на чем стоит, тот то и получает.

Люди мира ищут, по сути, того же, что и мы с вами. Они не хотят болеть, стареть и умирать. Но ведь это то, к чему должна прийти и наша душа. Свобода от забот, болезней, помыслов, желаний, страстей можно получить только войдя в поток бессмертной, вечно юной благодати. Но течет она за пределами мира, в котором живет тлен, прах, и смрад. Мудрые старцы говорят, что оставить все земное трудно лишь поначалу, когда бросишь первый камень мирской привязанности, а дальше все остальное сойдет само по себе, как лавина. Только тогда мы поймем, что иго Христа на самом деле благое и легкое. Непосильным бременем были как раз все эти земные привязанности.

Тем, кто хочет воспарить к Небесному Свету нужно стать орлами, парящими выше черного и пыльного безумия этого мира.

Тем, кто хочет воспарить к Небесному Свету нужно стать орлами, парящими выше черного и пыльного безумия этого мира. Но те, кто не достиг ясности ума и чистоты сердца, даже взлетев над этим миром, будут подобны черным воронам, глаза которых обращены на землю, чтобы найти там еще какой-нибудь кусочек падали.

Все духовное постигается лишь духом, когда умолкают рассуждения, заканчиваются исследования, когда душа погружается в умное безмолвие и благодатное изумление. Хотя Бог и неотделим от человека, но постигается Он не умом, а чистым сердцем, наполненным до краев сладкой благодатью. Вся цель спасения состоит в том, чтобы сделать общение с Богом непрерывным.

В Боге нет ни смерти, ни старости, ни болезней. Он есть Бессмертный Всеблагой Дух. Он единственный смысл и цель всего нашего бытия. Непрерывная память Божия есть начальная стадия непрестанной молитвы. Но лишь тот, у кого есть простота младенца и смирение мудреца, сможет пойти дальше по этому пути. Только непрестанная молитва может открыть двери покаяния, ведущие в сокровенные чертоги человеческого духа или сознания, которое, в отличии от ума, души и сердца, остается благим и неизменным в любых условиях. Ум, душа и сердце есть только функции нашего вечного бессмертного духа, который не имеет в себе изменений и даже тени перемен.

Духовный человек не привязывается ни к чему земному и готов следовать за Христом куда бы Он его не повел. Наша сильная привязанность к миру, а особенно к нашим близким и родным, принуждает Промысел Божий добавлять в нашу судьбу скорби и лишения ради отрешенности души от всего земного.

Непрестанная молитва открывает в нас действие духа, но для того, чтобы пришла благодать, всегда необходимо оставаться предельно внимательным и не рассеиваться на помыслы

В младенчестве с рождением мы обрели дух, как Божественное дуновение, как дар Божий. Но потом среда, неправильное воспитание, обучение, развитие греховных привычек и навыков затмили его ясность и скрыли из горизонта нашей жизни. Только молитва дает нам возможность снова открыть его в себе заново, когда мы становимся как дети, «их же есть Царство Небесное». Это и есть «второе рождение свыше». Все происходящее с нами в жизни мы понимаем с помощью рассудка, и только духовный человек все постигает духом, благодатно, интуитивно, минуя рассудочную рефлексию и логические рассуждения.

Непрестанная молитва открывает в нас действие духа, но для того, чтобы пришла благодать, всегда необходимо оставаться предельно внимательным и не рассеиваться на помыслы. Если Солнце закрыто облаками, это не значит, что его там нет. Мы понимаем, что видим все вокруг благодаря скрытому за тучами Солнцу. Так и в духовной жизни наш дух скрыт за тучами помыслов и испарениями размышлений, но когда все они исчезнут под действием непрестанной молитвы, дух снова откроется нам как образ и подобие Божие в человеке.

Это и есть Царство Божие, которое внутри нас, где ждет нас Христос и живет наше бессмертие. Это и есть та радость, которой не будет конца…

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/83263-chem-orly-otlichajutsya-ot...